Акустическое разочарование в НОВАТ

Знакомство с новым театром – интимное событие, а для меня еще и слишком душезатратное. Сразу начну говорить гадости: театр архитектурно проигрывает Одесскому национальному академическому театру оперы и балета, который по-прежнему входит в пятерку лучших театральных зданий мира, а в этот театр я влюблена уже 20 лет.

Здание конструктивной архитектуры постсоветского пространства величественное и приветливое, но с провинциальным кичем. Публика собралась разношерстная по возрасту и одежде – тут можно было увидеть людей и в шортах, и во фраках.

Внутри театра – светлая мебель, хрустальные люстры, лепнина, деревянные детали, широкие лестницы: «дорого-богато», но, как сказал мой спутник драматург Александр Гриценко: «Это не Большой театр».

А вот зрителей полный зал. Тут нечего сказать.

По привычке, зайдя, я выдохнула для того, чтобы освободить легкие для вдоха. Я настроилась дышать музыкой и бессмертием.

Итак, «Иоланта» П. И. Чайковского, слабости которого мы все знаем, но любим не за это. Я возьму на себя наглость не вводить вас в сюжет, так как о нем пишут с 1892 года и вы можете самостоятельно изучить краткое содержание, а лучше почитать либретто.

Режиссер-постановщик (Иркин Габитов) постарался медленно ввести зрителя в нужное время и в атмосферу с помощью развернутой проекции, виртуальной реальности. Это действительно завораживает и не вызывает сомнения. Ты попадаешь как будто в Зазеркалье и переправляешься через серебряные реки Хроноса, доходя до сути, до алтаря.

Сам Чайковский считал, что опера слишком короткая, чтобы заполнить вечер, но в этой постановке ничего такого не чувствовалось. Может быть, потому, что действие в спектакле довольно статично и однообразно, нет никаких особых сценических образов, видений, отсутствуют микросюжеты. Все это утомляет зрителя-слушателя.

В целом постановка слишком вычищена, словно идеально распотрошена театральным хирургом для теоретических лекций. Все прозаично. Разочарование от того, что нет противопоставления идеального мира Иоланты и материального мира Прованса, мечты и реальности, когда именно «благими намерениями устлана дорога в Ад».

Костюмы были просто великолепны, уникальны, поэтому смело можно сказать, что оперу нужно смотреть хотя бы ради них!

И наконец, настоящим спасением стали партии главных и второстепенных героев. «Иоланта» тем и знаменита, что именно здесь играют огромную роль безупречные сольные номера.

Некоторые образы героев настолько органичны, что возникает чувство сопереживания практически сразу. Безусловно, здесь Иоланта (Анна Даттай) – ангел с божественным голосом. И если вы не знаете сюжета, то для вас жестокий рок – слепота героини – вызовет шок.

Наиболее сильными в спектакле стали мужские партии графа и бургундского рыцаря Водемона (Владимир Кучин), герцога Бургундского Роберта (Максим Головачев), короля Прованса Рене (Алексей Лаушкин) и, конечно же, мавританского врача Эбн-Хакия (Андрея Триллера), того спасителя, который был призван излечить слепоту. Но, к сожалению, музыкального наслаждения или экстаза, увы, не состоялось, лишь потому что НОВАТ не приспособлен акустически для этого. Именно поэтому хитовая «Матильда» Роберта и романс Водемона «О, приди, приди, светлый ангел» просто растворились в какофонии шума, хотя выступление оркестра под руководством Евгения Волынского было безупречным!

С главной героиней должна происходить трансформация. Но все случилось как-то смазанно. Тема не раскрыта! Когда Иоланта прозревает физически и теряет свой изумительный и воображаемый мир, мы не ощущаем, что это для нее становится трагедией.

Пение о счастье и свете должно звучать не восторженно, а надрывно, буквально трагически. В этом и состоит дуализм этой оперы – внешнее действие абсолютно не соответствует внутренней динамике героев и сюжету.

Режиссеру Иркину Габитову, несмотря ни на что, удалось быть верным тексту. Если вы хорошо знаете либретто, то сможете распознать фразы-крючки: «Вы мне предстали как виденье волшебной, чистой красоты, как призрак сладостной мечты, как облик дивный вдохновенья. Мой крик невольный восхищенья вас разбудил…», «Чтобы это был не сон, не призрак счастья…» Произнесенные не единожды слова «сон», «призрак», «виденье» становятся заклинанием.

Конечно, в целом премьера состоялось. Этому не смогли помешать ни усыпляющее, порой затяжное действие, ни линейность и полное отсутствие хорошей акустики. Безусловно, у постановки очень сильная музыкальная сторона: оперу стоит послушать – единственное, возможно, в другом месте.

Галина Березина

Поделиться новостью в социальных сетях:

Подписка на новости журнала «Традиция & Авангард»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: