НА ПЛЕЧАХ ФАНТАСТОВ — ОСМЫСЛЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
На Донбассе завершился III фестиваль фантастики «Звезды над Донбассом», поразивший всех не только масштабом участников, но и своей программой! С каждым годом все больше и больше авторов различных литературных течений приезжают на фестиваль, проводят мастер-классы, читают лекции, участвуют в дискуссиях и даже исполняют песни. В этот раз в нем приняло участие более сотни писателей и все яркие звезды русскоязычной фантастики: Роман Злотников, Василий Головачев и другие. Есть авторы новой волны, те, кто зарабатывает очень много на электронных книгах, например, Михаил Атаманов.
У всего есть лидер, и у «ЗНД» — так между собой писатели называют фестиваль — есть тот, кто создал один из самых крупных литературных конвентов современности, — Александр Кофман, председатель Общественной палаты Донецкой Народной Республики. Нашу беседу можно условно поделить на «до» и «после». Первый «том» частично уже был опубликован в «Литературной газете». А «томом» я назвала специально, потому как, если мы с Александром начинаем говорить, нас остановить невозможно. А тут удачно подоспел следующий «томик». Посему пора объединить обе части. Они стали отличным знаменателем великого события в литературной жизни.
К. АЛЬПИНСКАЯ: Александр, Вы очень давно с искусством рука об руку. Скажите, это вызвано внутренней потребностью или чем-то другим?
А. КОФМАН: Смотря о чем Вы. Учитывая, что по первому образованию я инженер-строитель, а по второму — экономист, трудно сказать, насколько близко я был связан с искусством ранее. Да и сейчас, наверное, это просто потребность любого культурного человека — быть причастным к тем или иным процессам в сфере культуры. Хочу подчеркнуть, что Донецк всегда славился своей тягой к искусству. Здесь замечательные театры и филармония, всегда полные залы, а в драматический театр, в театр оперы и балета вообще невозможно достать билеты, поскольку места раскупаются моментально по мере выхода постановок. Донецк тяготеет к культурной жизни и достаточно ее реализовывает.
К. А.: При таком многообразии почему именно литература выбрана Вами? Почему именно это направление из сферы искусства, а не какое-либо другое?
А. К.: Помните, как Высоцкий писал: «Нужные книги ты в детстве читал»? Так вот, я всегда считал, считаю и буду считать, что именно литература (в первую очередь) формирует личность человека. Либо литература, либо ее отсутствие, но только в случае отсутствия формируется антиличность. По этой причине, мне кажется, невозможно ЧРЕЗМЕРНО уделять внимание развитию литературы в мире, в культуре, в воспитании. Ее не может быть чрезмерно много. Правильной литературы, несущей верные ценности, верные идеи, всегда не хватает. И если есть возможность принять участие в развитии этих процессов, значит, этим нужно заниматься. Вот только один из аспектов. Второй аспект заключается в том, что фестиваль «Звезды над Донбассом» (на данный момент) — это совершенно уникальный проект. Давайте говорить откровенно и честно, называя вещи своими именами: в обстреливаемой республике, в непризнанной республике проходит мероприятие, являющееся крупнейшим конвентом в мире. До войны в Украине существовал такой конвент, как «Звездный мост». На него приезжали писатели со всей России и из Европы. С началом событий на Майдане, с изменением ценностей в Украине — культурных и политических — фестиваль «приказал долго
жить». Российские авторы отказались на него ездить, европейским также неинтересно приезжать в страну победившего нацизма. Несмотря на тот факт, что в Украине остались замечательные авторы, их не так много, как было ранее. Генри Лайон Олди, Роман Суржиков и другие, но все равно это уже не то количество, ради которого могут приезжать зарубежные писатели для обмена опытом, для встреч с соратниками, единомышленниками и так далее. Сейчас этот культурный сектор закрыт, и наиболее показательно, что Донбасс сразу же подхватил падающее знамя. Теперь самый крупный конвент происходит здесь, и я уверен, что и спустя десятилетия он будет проводиться.
К. А.: А какова сейчас обстановка с литературой в Донбассе? Что вообще происходит? Как изменилась литература в связи с ситуацией?
А. К.: Вы же понимаете, что, например, в блокадном Ленинграде появлялось свое литературное течение. Естественно, эти раны остаются в сердцах и умах людей. По этой причине донецкие проза и поэзия стали тяжелее. Есть замечательная поэтесса Анна Ревякина, написавшая поэму «Шахтерская дочь», посвященную нашей войне. Поэму Ревякину невозможно читать без слез. Это очень сильное произведение, неоднократно издававшееся на территории Российской Федерации. Оно лучше многих отражает реальность. Но при этом есть замечательные стихи Вячеслава Теркулова «Донецкий дождь», где военному разрушенному городу противопоставляется совершенно мирный Донецк, несмотря на артобстрелы и бомбежки.
К. А.: А каких авторов цените лично Вы? Какие писатели повлияли на Ваше личностное становление как «рыцаря, оберегающего ценность литературы»?
А. К.: Это хороший вопрос. Ошибочно считать, что я поклонник фантастики. Это не совсем так, просто я давно не выделяю фантастику в отдельный жанр литературы. В свое время именно спор с Олегом Дивовым изменил мое мировоззрение в этой области: «фантастика — это не жанр, но метод». Тот же роман «Мастер и Маргарита» — памятник мировой классики — по сути, это фантастика, но никто же не называет это фантастическим произведением, правда?
К. А.: Так же как и повесть «Собачье сердце».
А. К.: Да. Чем «Собачье сердце» Булгакова отличается от «Человека-амфибии» Беляева? Но в одном случае роман приравнивают к фантастике, а в другом — почему-то фантастикой не считают. Поэтому я просто люблю качественную литературу. Я всегда любил читать, с самого раннего детства, я очень рано научился читать и достаточно много читаю. Я буду лучше говорить об авторах. У меня есть правило: читать автора целиком, от заметок до писем, заканчивая произведениями. Несомненно, Булгаков. Конечно, может, это многих удивит, но, будучи взрослым, я больше оценил и прочувствовал его роман «Белая гвардия». А в молодости я читал запоем всё. У моего дедушки была шикарная библиотека, я зачитывался произведениями Марка Твена, О. Генри, Джека Лондона, Жюль Верна, Конан Дойля. Из современных же авторов я отдаю огромное предпочтение Генри Лайн Олди, ну и Юрию Полякову, Анатолию Алексину и Ирвину Шоу. У меня есть добрая традиция: приходя в букинистические магазины, если я вижу книги Алексина (а они, к сожалению, есть только в таких магазинах), то всегда их покупаю и дарю тем, кто пока не перешел на электронные носители. Думаю, любой здравомыслящий культурный человек должен быть ознакомлен с творчеством этого автора. Анатолий Алексин оказал огромное влияние на мое мировоззрение. Его короткие повести воспитывают очень тонкие и правильные качества в человеке.
К. А.: Для Вас очень важно становление личности читателя, чтобы прошел процесс формирования настоящего человека, так?
А. К.: Вы правильно говорите, это именно так. Я, наверное, сразу в качестве параллельного аргумента могу сказать: слежение за становлением личности всегда было одним из самых популярных процессов в литературе. Просто сейчас оно заменено дешевым ЛитРПГ, там тоже происходит становление личности, но «дешевенькое». То есть мы читали о социальном становлении, а сейчас молодежь читает распределение по «скиллам» и прочее. Но хотя бы читают. История отечественной литературы знала примеры, когда в 90-е годы на прилавки была выброшена «куча мусора», и голодный до книг читатель потреблял все без разбора. Но прошло время, и все равно вышли на первый план определенные вкусы, течения, направления. Так произойдет и сейчас: эта «нефильтрованная масса» канет в небытие, и останется только настоящая, вечная литература.
К. А.: Раз мы с Вами заговорили о литературе молодежи, то какие сейчас книги интересуют молодежь Донецка? Что она читает?
А. К.: Общаясь с молодежью, я был несколько удивлен ее предпочтениями, в том смысле, что такие книги нужно было читать несколько ранее, но молодежь «25+» почему-то зачитывается классикой русской литературы. Это замечательно. Это необходимо. Но, на мой взгляд, это показатель отставания. Классику необходимо читать в школьном возрасте, когда ты абсолютно открыт, а вот сейчас нужно уделять внимание современной литературе. Молодежь то ли перечитывает, то ли, в какой-то степени отставая в чтении, остается в зоне классики, прячась от современности. Была замечательная серия «Классики и современники»! Уже тогда издатели понимали, что нельзя воспитать личность только на классике. Личность читателя не будет полноценной, и современные произведения тоже необходимо читать.
К. А.: Мы немного ушли в сторону, разговоры о литературе всегда затягивают, хочется поделиться взглядами, вкусами, узнать мнение. Но, возвращаясь к нашей теме, Александр, как пришла идея создания фестиваля «Звезды над Донбассом»?
А. К.: Давайте от истоков. В 2016 году ко мне приехали два близких друга – Андрей Лазарчук и Евгений Лукин. Мы сидели у меня на даче и рассуждали, что Украину покинул не только бог, но и фестиваль «Звездный мост». И у Андрея возникла идея организовать фестиваль в Донецке. А я никогда не имел ни малейшего отношения к конвентам, не знал, как они проходят, и первые два года я с широко раскрытыми глазами смотрел на их организаторов, таких как Байкалов — в Москве, Сидорович — в Питере, и внимал. Когда ситуация с военными действиями более-менее стабилизировалась, в 2019 году мы провели первый фестиваль фантастики «Звезды над Донбассом». Евгений Лукин, Алексей Маштаков и Андрей Лазарчук сами приглашали участников. В основном это были их знакомые. Тогда приехало порядка двадцати российских писателей-фантастов. А чтобы сразу поставить точку и застолбить за собой право проведения таких фестивалей, нас поддержал Сергей Лукьяненко. Это был фурор! Очередь на автограф-сессию с Лукьяненко в бизнес-центре «Донецк-Сити» была длиною в несколько сотен метров. Надо отдать должное Сергею, который опаздывал на самолет, но ушел лишь тогда, когда подписал последний автограф. С тех пор я могу называть Сергея своим другом и очень рад, что он к нам приехал. Также среди звезд первой величины были Роман Злотников, Марина Семёнова, Святослав Логинов и Евгений Лукин. Можете себе представить? Вдруг в Донецк приезжают писатели такого уровня! С Романом мы вообще подружились настолько, что теперь, если я приезжаю в Москву и не останавливаюсь у него ночевать, а бронирую гостиницу, дабы никого не стеснять, то начинаются обиды и замечания. Так что теперь у меня нет
возможности ночевать в гостиницах в Москве (смеется). Я с огромной симпатией отношусь к Роману и его семье! Знаете, я всегда говорил своему сыну, что друг может быть один, максимум — два, а по прошествии этих трех лет я не смогу ему теперь так говорить. Костяк, который приехал, поддержал меня на фестивалях, люди, которые по первому моему зову собрались и полетели в Южную Осетию, — это настоящие друзья: Сергей Чекмаев, Сергей Волков, Александр Гриценко, Иван Наумов и все остальные. Сергей Чекмаев с момента приезда сказал: «Мы чувствуем себя виноватыми перед Донбассом, поэтому сделаем все, чтобы Донбассу было легче», — хотя, на мой взгляд, то, что они делают, значительно больше того, что могут. Эти люди очень многое делают для ДНР. По первому зову в библиотеки Донецка текут книги, которые собирает Алексей Гравицкий. Сергей Волков объявил сбор средств и обеспечил передовую бензопилами, совместно с Сергеем Чекмаевым отказались от финансовых премий (50 тысяч рублей) и совместно с прочими участниками фестиваля выделили эти средства на реализацию акции «Дерево желаний», которая пройдет в Донецке 20 октября. Андрей Лазарчук занимался поставкой БПЛА. Михаил Тырин постоянно собирает средства для социально незащищенных слоев. Они совместно с благотворительной группой «Тепло сердец» смогли помочь уже очень многим людям. Это внутренняя потребность каждого, кого я упомянул.
Я считаю, что Донбасс приобрел верных и надежных друзей. Сергей Лукьяненко сразу сказал: «Все мои книги для Донбасса бесплатны». И мы обеспечили дончанам доступ к электронной библиотеке, так что теперь все, что написали гости фестиваля, можно получить на новом ресурсе. Мы создали сборник «#ЖивиДонбасс», в этом году вышла его вторая часть – «#ДонбассЖивет», а потом выйдут третья и четвертая. Этот сборник призван показать всему миру, какой Донбасс на самом деле, несмотря на то что в нем собраны фантастические произведения. Я безмерно благодарен всем участникам нашего проекта.
К. А.: А какую роль в судьбе фестиваля сыграл Интернациональный Союз писателей?
А. К.: Во-первых, благодаря Александру Гриценко сюда приехал определенный пласт авторов. Понимаете, особенность этого фестиваля в том, что внутри нашего конвента собраны представители всех других конвентов и фестивалей. И именно благодаря Александру Гриценко писатели, находящиеся в орбите «Аэлиты», приехали к нам. Я очень ему признателен. Александр сильно посодействовал медийной раскрутке фестиваля, было множество статей в разных изданиях, в том числе в «Литературной газете», посвященных фестивалю, а это для нас важно. Поэтому Интернациональный Союз писателей много сделал для нас, а Донецк умеет быть благодарным. Я уверен, что мы долгие годы будем дружить с Интернациональным Союзом писателей. Общественной палатой сделано колоссально много. Донбасс стал одним из центров литературного мира, и его жители должны знать это. В этом году у нас появилась своя литературная премия. Помните, на вебинаре «Большого литературного онлайн-проекта» Интернационального Союза писателей я говорил, что у меня есть мечта, чтобы спустя время было организовано мероприятие, посвященное 40-летию фестиваля «Звезды над Донбассом»? Вот это, наверное, будет одно из самых приятных достижений, даже если оно произойдет, когда меня уже не будет. Если мы после себя что-то сможем оставить, значит, мы живем не зря.
К. А.: Поговорим о нынешнем! Вот состоялся уже третий фестиваль! Он запомнится своей колоритностью и масштабом. А какой фестиваль (из проведенных) для Вас самый любимый?
А. К.: Сложный вопрос. Первый фестиваль был камерным. На нем присутствовало всего чуть более двадцати человек. Он был достаточно простой в исполнении и наполнен добротой. Второй фестиваль стал резким стартом к чему-то великому. А третий, по мнению многих участников, — самый крупный не только в России, но и в Европе. По этой причине, Ксения, мой самый любимый фестиваль будет следующий, который станет еще масштабнее, ярче, круче. И такой ответ я буду давать каждый год.
К. А.: Особо ярким событием этого фестиваля стали дебаты — жаркая дискуссия о форматах книг. Столько экспрессии! Каково быть модератором и одновременно участником таких мероприятий?
А. К.: На самом деле если я не выдержал роль модератора и перешел в разряд участников, значит, произошло смещение.
К. А.: Я говорю к тому, что Вы — безусловно, организатор всего конвента и его программы. И, естественно, роль модератора бессменна. Но ведь на некоторых событиях фестиваля Вы позиционируетесь больше наравне с участниками.
А. К.: Давайте откровенно. В мои годы начинать становиться писателем поздновато. По этой причине, на мой взгляд, я нашел для себя идеальное решение: я нахожусь внутри литературных процессов, и при этом мне необязательно писать книги. На самом деле это прекрасное положение. Многие мне могут позавидовать.
К. А.: Что вы будете рассказывать о проведенном конвенте через несколько лет?
А. К.: Я надеюсь, что через несколько лет об этом конвенте я буду рассказывать то же, что и обо всех предыдущих, двумя-тремя строками. Поверьте, в этом году я понял, что нет предела совершенству. В прошлом году я думал: чем же снова мы сможем удивить? И благодаря центру дипломатии LEGATUS, благодаря Карине Павлючковой, которая смогла сконструировать всю программу, несмотря на «ковидные» ограничения, теперь мы знаем, что мы можем, что нам делать весь год и как мы построим следующий конвент. Я уже сейчас могу сказать, что больше этот фестиваль не будет называться «Конвентом фантастики». Это будет Большой литературный форум. Мы создадим крупную поэтическую секцию, еще ряд секций и всю фантастику мы разобьем на подразделы. Мы полностью модернизируем всю структуру. Моя цель — соединить все литературные течения на одном конвенте. Я стремлюсь именно к этому.
К. А.: А вообще дебаты соответствовали ожиданиям, которые Вы на них возлагали?
А. К.: Задача в чем была: в тусовке «Звезды над Донбассом» есть три литературные вершины, не признающие интернет-публикации, — это Логинов, Лукин и Семёнова. Есть еще четвертый товарищ — Лазарчук, но в этот раз он не приехал на фестиваль. Моя задача была в том, чтобы другие успешные писатели, пользующиеся интернет-ресурсами, объяснили им, насколько это перспективно. Какие возможности может дать блогерство на «Автор.Тудей». Нужно начать публиковаться в интернете. Я не хочу слушать, что у кого-то из писателей с мировым именем нет средств для достойного существования. Это ужасно. В прошлом году такой автор смог приехать только потому, что его поддержал Александр Гриценко, кстати, это очень сильно повлияло на мое отношение к Александру. Я никогда не забываю такие вещи.
К. А.: А нужны ли такие площадки этим авторам? Они же не просто так отказываются от публикации в интернете.
А. К.: А при чем тут они? На мой взгляд, любой писатель с мировым именем не принадлежит себе, он принадлежит обществу, тому кругу читателей, который он воспитал. По этой причине читатели тоже должны отдавать. И если другие писатели готовы им помочь, — тут замечу, что Логинов и Лукин пытаются существовать на «Автор.Тудей», что уже радует, — и у нас есть возможность помочь им в продвижении, нужно уважать этот посыл. Я Вам скажу, что сначала пиратство убивало литературу, когда такие величины мирового масштаба, как Марина и Сергей Дьяченко, Алексей Гравицкий, Сергей Волков, ушли из писательства в сценаристику, причем компьютерно-игрового жанра. Чуть позже часть из них вернулась на тот же «Автор.Тудей» и «ЛитРес», но вот многие «мамонты» российской литературы остались за бортом. И если еще сейчас тиражи Марины Семёновой достаточно велики, то через несколько лет они резко упадут. Бумажная книга все больше становится признаком элитарности.
К. А.: Кого из писателей Вы больше не пригласите на следующий фестиваль и по каким причинам?
А. К.: В этом году не было ни одного участника, который бы каким-то образом повел себя некорректно в отношении конвента или ДНР. В прошлый раз был такой прецедент, серьезный, мы сделали выводы. Был и автор, который дважды отменял свой приезд, по этой причине на следующий фестиваль он сможет приехать только за собственные средства. А так, Вы сами видели, Донбасс — совершенно бесконфликтная зона на литературном поприще. На нем мирятся и братаются люди, враждовавшие долгие годы.
К. А.: Вы абсолютно правы. По этой причине Вы знаете, о чем я спрошу вас далее. После фестиваля разгорелся конфликт в социальной сети Facebook между ведущими участниками: Олегом Дивовым и Александром Гриценко. Оба мнения противоречивы и разноплановы. У всех найдутся свои сторонники. Ведь сколько людей — столько и мнений. Что Вы вообще думаете об этой ситуации со стороны?
А. К.: Пока эти мнения не затрагивают идеологическую составляющую обоих авторов, ведь что Дивов, что Гриценко — наши российские авторы, они имеют право видеть по-разному развитие каких-либо процессов. В главном они едины. И я могу с грустью наблюдать за их спором. Александр Гриценко и Олег Дивов очень много делают для Донбасса, и я как друг обоих могу только надеяться, что, когда мы снова все вместе встретимся, их разногласия забудутся.
Беседовала Ксения Альпинская, драматург, поэт, театральный и литературный критик