Где? В Туве?

Альберт КУВЕЗИН | Проза

Где? В Туве?

Докторам, кандидатам, профанам
и прочим дилетантам от музыки

Еще до появления джаза и рока как явлений, еще до Дэвиса, Хендрикса, Джоплин, Капитана Бифхарта, Дорз и других такую музыку называли дьявольской, бесовской, сатанинской, а музыкантов связывали с вуду и шаманизмом. А почему-то западноевропейскую классическую считали божественной, божеской, что во многом объяснимо, так как многие композиторы работали органистами и писали по заказу церкви (хотя должен признаться – мы выступали на инаугурации Папы Римского Бенедикта XVI в Кельне, но это уже совсем другая история, как говорит Каневский). А где он, Бог, где эти выходы, эти порталы в вышеперечисленные сказочные миры? Ответ – в Туве!
Я не ура-патриот, не воинствующий националист и даже не ностальгирующий эмигрант, отсиживающийся за Саянами (то есть не в Туве), неожиданно почувствовавший боль в сердце и поэтому захотевший изиг-хан (тувинское национальное блюдо – кровяная колбаса), согажа (жареная печень в пленке желудочного сала) и вообще баранины. Скорее, мастурбирующий космополит, так как для меня Земля и даже Вселенная – наш общий маленький дом. Вселенная не в трехмерном разрешении и не измеряющаяся американскими астроэкспедициями. В мозгу, в сознании простираются эти границы. Как некоторые люди и даже музыканты могут слушать и исполнять музыку только в двух- или трехдольных размерах, так и восприятие мироздания мы (читайте – «вы») ограничиваем условностями и искусственными рамками. Но Дэвисы и Хендриксы (Майлз и Джими) – это другое, хотя это проводники, их экспрессия ими была не осознана, хотя связь с потусторонним так и рвется из их музыки. Верховные ламы некоторых буддистских сект, редкие посвященные тоже имеют такие Знания. Ну, по крайней мере, так признается и пишется. Ну, не будем о религии – это самое неблагодарное и опасное занятие.
Где же, где же? Как же, как же?
А вот вам (фигура из трех пальцев). А с чего бы это я вам вдруг начал раскрывать тайны, хранящиеся от мира тысячелетиями? Ан нет, не готовы вы еще, да и халява (не халва) приводит к заплыванию жиром мозга, напоминающего так любимый мною «чилин» – костный мозг (лучше крупного скота, там его больше). Недаром и отварная голова (да, прямо с глазами) – один из любимейших деликатесов во многих азиатских и африканских странах, да и к тому же подаваемых почетным гостям.
Сегодня становится популярной тема этно (вообще, что это?), обращение к корням, фольклору и народности. Думаю, такое происходило в России, по крайней мере, каждое столетие (вспомните народовольцев и др.). Хотел бы обратиться к не очень умным и недалеким людям, так муссирующим эту тему с наивным восторгом идиота, особенно когда речь идет о самобытности, традиционности и аутентичности музыки народов Сибири и центра Азии в современное время.
Как человек, напрямую причастный к созданию и исполнению такой музыки, хотел бы напомнить, как она, эта «этническая и фольклорная музыка», была придумана, создана и далее получила такое признание и популярность.
Наверное, не все знают, что в советское время все программы профессиональных художественных коллективов национальных областей и республик, в особенности Сибири, будь то государственные ансамбли песни и танца либо ВИА при филармониях, создавались в Ленинграде и других городах СССР в творческих мастерских эстрадного искусства профессиональными педагогами, репетиторами, аранжировщиками, художниками и т.д. Иногда специалисты приезжали ставить отдельные номера или даже программы и на места. Думаю, такое было при малом бюджете.
Зачастую ансамбли звучали, танцевали и выглядели очень похоже, а то и одинаково. Причем исконно народного материала, или, как сейчас называют, этнического, там оставалось мало, может, только элементы. А песни, танцы и костюмы придумывались теми самыми профессионалами и членами союзов, что было обязательным условием и большим заработком. Даже народные песни и танцы (если таковые танцы вообще существовали) аранжировались иногда до неузнаваемости, хотя всегда были какие-то исключения. Плюс к этому артисты натас­кивались должным образом почти как спецназ, а я бы сказал – «выдрачивались».
Надо признать, что все-таки исполнительский уровень тех ансамблей был достаточно высок, к тому же везде чувствовалась рука государства, в том числе и в финансировании.
Что ж, идея ассимиляции и интеграции под словом «интернационал» осуществлялась. Что же начало происходить с этой самой «этникой» и народной музыкой после перестройки?
Вернемся к родной Туве. Как сейчас часто говорится, из-за того, что она вошла в состав СССР и России вообще довольно поздно и приобщилась к западной и еврейской культуре-искусству позже всех, то и сохранила самобытность.
До революции в Туве не было практики группового (ансамблевого) исполнения музыки, за исключением храмового. Допускаю, что на праздниках и гуляниях было что-то вроде джема – когда два-три владеющих инструментами могли совместно что-то играть, но назвать ансамблем не берусь, к тому же в исторических материалах, хрониках и записях путешественников про это не упоминается.
Еще до конца 80-х годов ХХ века музыканты-народники – и особенно из сельской местности – с трудом могли играть в группе даже из двух человек. В частности, в плане ритма, темпа, размеров. Плюс к этому инструменты между собой не строили, что в какой-то мере обуслав­ливалось и качеством тех инструментов. Правда, все тувинцы очень музыкальные и поющие по своей природе. Иногда даже музыканты, получившие образование и более того – прошедшие обучение и натаскивание в мастерских того же Питера, страдали этим. (Впрочем, и сейчас такие встречаются.) Помню Кежигтиг Демир-оола и Севека Алдын-оола, но это действительно самобытные таланты, и им, возможно, не нужен был ансамбль, они и так вполне самодостаточные артисты.
Есть много примеров, когда одаренные природой наши музыканты (да и вообще, люди искусства) не смогли добиться успеха или просто реализовать себя в творчестве в силу национальных особенностей и так называемого пофигизма. В какой-то мере это относится и к другим родственным народам Сибири, хотя и в меньшей степени.
И наоборот: множество русских, европейских и вообще «белых» собратьев по оружию, обладая гораздо меньшими талантами, взяли упорством, даже упертостью, дисциплиной, самоорганизацией, целенаправленностью, терпением – как говорится, «высидел жопой», изворотливостью.
Нет сомнения, что люди, живущие ближе к природе, воспринимают мир и звуки по-другому, нежели «городские», «урбанизированные». Поездите сами в метро, поспите у МКАД.
Конечно, это тоже своего рода самобытность, но настоящую музыкальную самобытность Туве удалось сохранить во всем многообразном и ярком проявлении хоомея и в игиле, и здесь надо отдать должное нашим признанным и малоизвестным музыкантам, таким как Ооржак Хунаштаар-оол, Маржымал, Ховалыг Кайгал-оол, Сат Дамба-Доржу, Тумат Геннадий, Севек Алдын-оол, Ондар Конгар-оол и многим другим.

Приложение

Классификация некоторых музисполнителей Тувы по А. Б. Кувезину («Будьте самоироничными, и ваша жизнь станет ярче!»)
Прошу меня простить исполнителей, не вошедших в этот несерьезный список. Иных музыкантов и групп уж нет с нами… Вспомним их.

Серега Сокольников – выдержанный портвейн, хотя для некоторых поклонниц – водка с мартини и оливкой, как у Джеймса Бонда, чтобы ее (и его) облизывать. Впрочем, может, он и есть агент 007 в тувинско-русской музыке.
Гендос – тувинские травы, настоянные на русской водке и польской зубровке.
«Хун Хурту» – тыва арага многократной перегонки с бальзамом «Бойдус» (к сожалению, этот бальзам уже не выпускается).
Сайын-Хоо (Людмила Намчычак) – шампанское с яблочным соком.
Игорь Швецов – самогонка, подкрашенная кофейными зернами, а возможно, и крепким чаем, что вполне патриотично.
«Хартыга» – недорогой виски с колой и лимонным соком. Почему недорогой – потому, что еще не настоялся как следует, но все впереди, хотя годы идут.
Вова Мура с его группой – водка с энергетическими напитками типа «Ред Булл» (довольно крепко, но нет разнообразия и изысканности вкусовых качеств).
«Мертвая Зона» – кока-кола и несколько капель рома (рома надо бы добавить, а колы убавить).
«М32» – коктейль из пакетированного апельсинового сока, кусочков фруктов и ликера (но это не во вкусе реальных мачо).
«Черная кровь» – пиво, водка, вино, газировка… (Надо бы определиться с приоритетами и пропорциями.)
Попса – слабоалкогольные напитки с красителями и подсластителями, а также крепленое порошковое пиво – и то и другое вредно для здоровья!
Тувинский рэп – кока-кола или пепси-кола с кусочками льда и совсем малым количеством вермута (было бы лучше и вкуснее заменить на ром или текилу с бальзамом «Бойдус»).
«ЯТ-ХА» (то есть я) – элитный коньяк многолетней выдержки (может, и немного передержанный, хотя коньяк с годами становится только вкуснее и дороже).

Об авторе

Альберт Кувезин родился в 1965 году в Кызыле. Тувинский гитарист и певец, обладающий мастерством тувинского горлового пения (стиль — каргыраа). Народный артист Республики Тыва. Основатель и бессменный лидер музыкального коллектива «Ят-Ха».

Рассказать о прочитанном в социальных сетях: