Венчание матери земли. Пьеса в одном действии.

Герел БАДАЕВА | Драматургия

 

Венчание матери-земли

(пьеса в одном действии)

 

Действующие лица:

 

И р и н а  В л а д и м и р о в н а – 43 года. Художественный руководитель ансамбля.

В а с и л и й – 46 лет. Муж Ирины. Гармонист.

Н а д е ж д а  А р к а д ь е в н а – 65 лет. Мать Ирины. Пенсионерка.

К с е н и я – 18 лет. Дочь Ирины и Василия.

О л е г – 38 лет. Директор сахарного завода.

М и х а и л – 48 лет. Работник сахарного завода.

А н н а – 40 лет. Жена Михаила.

К а т е р и н а – 60 лет. Работница сахарного завода.

В и т ё к – местный субъект.

Н а т а л ь я – 32 года. Организатор праздника.

Е в г е н и й – 24 года. Помощник Натальи.

Работники сахарного завода.

Участники ансамбля – дети и взрослые.

Жители села.

 

Сцена 1

 

По дому Ирина и Василий собирают вещи для концерта – одежду, цветы, обувь, ленты. Надежда сидит на табуретке и обмахивается платком. Ксения в кресле сидит с телефоном. Из окон льется яркий солнечный свет.

 

Н а д е ж д а. Ходють-ходють, пыль поднимают. Сложили бы уж в одно место, а то каждый раз бегают-ищут…

К с е н и я. Бабуль, я тебя просила…

Н а д е ж д а. Опять забыла. Не буду, не буду. Ир, я тебе говорила? Розкин сын в ПТУ поступил городское. Машины чинить. Лента твоя на комоде. Начнет матери помогать, все легче жить будет. Там женится, внуки пойдут. А ты, Василий, сапоги свои, что ль, ищешь? Дак глаза разуй, под Ксюшкиными кроссовками.

В а с и л и й. Благодарствую, Надежда Аркадьевна.

Н а д е ж д а. Абрикосу у Розки в Краснодаре мороз побил. Мало поспело. Эх! Жаль. Наварили бы на зиму варенья. Так хоть овощей отправят, яблок, меда. Хотя лучше бы уж сами приехали. Сто лет не виделись. Когда вернетесь-то?

И р и н а. После концерта, как обычно.

Н а д е ж д а. А ты, ягодка, чего сидишь? Погода хорошая, праздник в селе.

К с е н и я. Я дома посижу, бабуль.

Н а д е ж д а. Все лето дома. Бледная! Позагорала бы на речке, искупалась. Подружки звать перестали уже.

К с е н и я. Ба, поступление сейчас, всем некогда.

 

Ирина пытается застегнуть сарафан.

 

И р и н а. Женихаются все эти подружки. Вася, помоги, а. (Василий молча застегивает и сразу отходит.) Ай! Можно было и поаккуратнее! Мам, ты на концерт придешь?

Н а д е ж д а. Дома ваших концертов наслушалась.

И р и н а. Все сахарные придут.

Н а д е ж д а. Я подумаю. Эх! Катьку-то на машине привезут, а мои на лисапеде катаются и мне пешком ходить велят…

В а с и л и й. Полезно ходить, Надежда Аркадьевна. Знаете, сколько затрат с машиной? Зато у вас платье всегда новое. Придете, покрасуетесь.

Н а д е ж д а. Ну-ну! Я вам павлин, что ль, какой…

В а с и л и й (смеется). Не обижайтесь. Приходите. И ты, Ксюха, приходи.

К с е н и я. Пап, что мне там делать?

И р и н а. Я готова. Вы когда-нибудь наговоритесь?

 

Василий молча подхватывает сумки. Уходят.

 

К с е н и я. Никто сейчас не говорит «лисапед», даже те, кто старше тебя!

Н а д е ж д а. Как скажешь, Ксюня. Больше не буду.

К с е н и я. Почему ты постоянно соглашаешься?

 

Звонит телефон Ксении. Надежда с кряхтением встает и спешит в другую комнату.

 

К с е н и я. Бабуль! Ты куда?

Н а д е ж д а. Ой, землянику прокипячу. Ты сиди-сиди!

 

Надежда выходит.

К с е н и я. Алё! Привет, Гоша. У моих праздник сегодня. Все как всегда. Как ты? (Пауза.) Я смотрела новости, там говорили про врачей, гуманитарную помощь… Ты был там, где они? (Пауза.) Я помню, нельзя же говорить… Что? (Пауза.) Я тоже рада тебя слышать. Что тебе рассказать? (Пауза, Ксения улыбается.) Обычное лето, сегодня жарко. (Пауза.) В лесу прохлада, птицы поют, да, мы ходили с папой, собирали для бабушки землянику. (Пауза.) Вкусная. (Пауза.) Никогда не поверю, что можно скучать по холоду и дождю. (Пауза.) Приедешь, скажу. (Пауза.) Даже «и я тебя»! (Пауза.) Нет, не скажу. (Пауза.) Возвращайся скорее.

 

Сцена 2

 

Дом культуры села. Ансамбль распевается. Ирина аккомпанирует на пианино. Заканчивают распевку.

 

И р и н а. Дети, когда пойдете одеваться, не забудьте…

Д е т и (хором). Надеть улыбку!

 

С разговорами, смехом расходятся. Входят Олег, Наталья и Евгений.

 

Н а т а л ь я. День добрый! Респект такой слаженности. Удивительно для села.

И р и н а. Благодарю. А вы, извините, кто?

О л е г. Э-э-э, Ирина Владимировна, познакомьтесь, это люди, которые организуют праздник для завода. На день рождения. То есть юбилей. Я вам рассказывал. Наталья, позвольте представить: Ирина, руководитель ансамбля. Ирина, Наталья – директор ивент-компании. Из города. Вот. А это у нас… (он явно забыл имя).

Е в г е н и й. Евгений. Очень приятно.

О л е г. Да, вот.

 

Ирина обменивается рукопожатиями с Натальей                  и Евгением под «очень приятно», «взаимно», «рады знакомству».

 

И р и н а. До праздника три месяца, вы так рано приехали. Из города.

Н а т а л ь я. Нам необходимо понять интересы вашего села, разработать макеты баннеров и пригласительных, познакомиться с вами. Олег Вадимович предложил нам поработать в коллабе. Вай нот, как говорится, заодно прощупать почву. Как вижу, тут есть чему расти.

И р и н а. В каком смысле?

Н а т а л ь я. Мы с вами отлично сработаемся. (Пауза.) М-м-м… не будем вас отвлекать, скоро концерт.

И р и н а. Спасибо! Вы так понятливы.

Н а т а л ь я. Простите?

И р и н а. Мы сработаемся.

О л е г. Я сейчас подско… подойду. Ирина Владимировна, можно вас на минуточку?

И р и н а. Можно. (Девочкам, застрявшим в дверях.) Кыш! Чего ушки навострили? (Девочки уходят.) Хотите что-то сказать, Олег Вадимович?

О л е г. Ты че начинаешь? Че с тобой такое, Ириш?

И р и н а. Извини.

О л е г. Не понял. И все?

И р и н а. Извини, пожалуйста.

О л е г. Ира, тя че, подменили, что ли?

И р и н а. Ты хотел привезти их, ты их привез. Я тебе в сотый раз повторять не буду. Раз ты считаешь, что мы не справимся своими силами…

О л е г. О, знакомые тона (озирается, целует ее). Ты же знаешь, почему я их пригласил. Тем более что все равно рулить будешь ты. Они типа развлекухи привезут, сцену украсят и всякое такое. Ириш, ну не грусти.

И р и н а. Олег, давай потом (вырывается из его объятий, уходит).

 

Сцена 3

 

Сельская площадь. Сцена, перед ней ряды скамеек. Василий с детишками на последних рядах скамеек. Перед сценой переговариваются жители села. На сцене концерт. Музыкальные выступления перемежаются театральным действием, в котором разворачиваются сцены из жития о Пётре и Февронии Муромских.

Василий рассказывает детям.

 

В а с и л и й. Стали люди в Муроме видеть змея. Интересно вам, какого? Зеленый, клыкастый, чешуйчатый – представили? И летать тот змей стал не абы куда, а к жене князя, в терем. Сказки он ей рассказывать или душу поедать летал – шептался народ, пугал друг друга. Никто понять не мог, как же княгиня страшилище такое в дом впускает. Все потому, что в тереме змей иное обличье принимал. Ни за что не догадаетесь, какое. Кто сказал «Ивана-царевича»? Хотя интересный вариант. В обличье мужа. Конечно, для нее ведь никого краше князя не было. (Ирина появляется за спиной Василия.) Так что быстро жена подмену различила. Рассказала Павлу, мужу своему.

И р и н а. Скоро на сцену детям, а ты опять со своими сказками. Дети, бегом!

Д е т и. Пожалуйста! Можно послушать до конца?

И р и н а. Потом послушаете. Марш!

В а с и л и й. Перед их выступлением пять номеров, дай дорассказать.

Д е т и. Можно? Пожалуйста!

И р и н а. Ладно. Я скоро за вами приду! (Уходит.)

В а с и л и й. Задумался Павел, как ему избавить жену от змея. Наверняка не всякий меч его возьмет. Разозлится змей, нападет на Муром, жителей распугает, а жену князеву унесет. Придумал хитрость. Говорит: «Жена, выведай у змея, в чем его слабость». Делать нечего. Заперлась княгиня в своих хоромах и стала ждать змея в облике мужа. Выглядел он так же – кудри, плечи широкие, богатырские, взгляд ясный, да только веет от него холодом. Сердце подмену распознает. Заговорила княгиня змея сладкими речами – что и умен он, и лицом ясен, что чует ее сердце, бывают часы – кажется он ей совсем непобедимым. Зарделся змей. Да, говорит, верно сказываешь, непобедимый. Пророчество одно есть про смерть мою. Только такого точно не будет. Смекнула княгиня, что близка к разгадке.

 

Приходит Ирина.

 

И р и н а. До сих пор не рассказал? Быстрее!

В а с и л и й. Такие истории с расстановкой рассказывать нужно.

Д е т и. Ирина Владимировна, послушайте историю!

 

Ирина присаживается рядом с детьми, поправляет кому-то кокошник, кому-то – рубашку или поясок.

 

В а с и л и й. Поняла княгиня, вот-вот вызнает тайну. Взяла за руку змея, в глаза ему глянула и говорит: «Что за пророчество? Посмеемся вместе нелепице». Змей растаял под взглядом и говорит: «Брат мой, Пётр, смерть мне принесет Агриковым мечом. Да только не знает никто, существует ли этот меч». Усмехнулась княгиня, говорит: «Бессмертен ты, мой князь, как брат родной на тебя руку поднимет?»

И р и н а. Дети! Бегом!

Д е т и. Расскажите до конца! Расскажите обязательно!

В а с и л и й. Расскажу. Не пропускайте лагерь!

 

Дети уходят.

 

И р и н а. Ты в курсе, что детям рано такие истории рассказывать?

В а с и л и й. Я же не говорил, что змей на блуд летал!

И р и н а. Еще бы! С дуба рухнул, такое говорить?!

 

Василий молча смотрит на нее, поправляет гармошку и уходит.

На скамейках у сцены местные жители. Надежда, Анна, Михаил, Катерина и Витёк. Лузгают подсолнечные семечки. Катерина – тыквенные.

 

Н а д е ж д а. Пошуруешь миксером хорошенько, чтобы пузырьки образовались. Малина молодая, много сока даст, так что даже мыть не надо. Плодоножки снять и от букашек почистить. Взобьешь как следует до светло-розовой пенки…

К а т е р и н а. Сложности придумываешь, Аркадьевна, себе и другим. Отдыхала бы на пенсии. Тебе это зачем, Анечка?

В и т ё к. Солдатика откармливать.

А н н а. Георгий на еду не жалуется. Бывает, скучает по блинам, творогу, сгущенке – там все равно не то. Специй, говорит, в жизни в рот не возьму (ловит взгляд Михаила). Так что там дальше, баб Надь?

Н а д е ж д а. Дальше что… В банки запеченные заливаешь, закручиваешь и в погреб холодный. Я, вам передам через внучку попробовать. На зиму не оставишь, но вам до конца осени будет как раз.

К а т е р и н а. Мне Лена с Краснодарского края малины три короба прислала. Юльке отдала – пусть возится.

В и т ё к. И со свекрами пусть возится, и с внуками, и с малиной. Бабуся не при делах.

К а т е р и н а. Помалкивай, шут гороховый. Я, вообще-то, работаю плюс инжир и курагу сушу. Некогда мне.

Н а д е ж д а (задумчиво). Абрикосов в этом году не­урожай.

К а т е р и н а. Чего?

Н а д е ж д а. Стихи вспомнила.

К а т е р и н а. С музыкантами поживешь в одном доме – и не так запоешь. Совсем нас, сахарных, забыла. Даже в гости не зайдешь.

Н а д е ж д а. Зайду как-нибудь. Колени болят. Меня-то зять на машине не возит.

К а т е р и н а. И то правда.

В и т ё к. Ради нее специально крюк от дома делает. Заправляет она его.

К а т е р и н а. Ты замолчишь сегодня? (Пихает его.) Аркадьевна, а Ксюша чего не вышла? Она ведь так любит этот праздник.

В и т ё к. Семьи, любви и верности. Покойнику верная дома хоронится.

М и х а и л. Витёк, я тебя сейчас вышибу отсюда.

В и т ё к. Все перед Богом ходим. Никто не знает…

М и х а и л. Заткни свой рот!

 

Витёк с достоинством отсаживается на другую скамейку.

 

М и х а и л. Развелось их тут, перед Богом. Лучше бы пил, работал бы хотя бы.

Н а д е ж д а. Зря ты с ним так, Михал Михалыч. Да и к тому же вера здоровья не губит. Мужа я своего в сорок шесть похоронила, вот как сейчас Василию. А он знай себе – играет на гармошке.

М и х а и л. Не знаю. Не обижайся, Аркадьевна, так себе работа. Владимир Борисович нам как отец был, светлая ему память. (Пауза.)

А н н а. Расскажите, Катерина Григорьевна, как инжир сушить?

К а т е р и н а. Сейчас мастер тебе расскажет, что к чему.

 

Сцена.

 

И р и н а. Спасибо вам всем, наша почтенная публика! Мы обязательно встретимся вновь. Спасибо вам, участники ансамбля. Спасибо главе нашего района. Ефим Евгеньевич прислал замечательное письмо с поздравлением. Позвольте, я его прочту. «Дорогие друзья! Поздравляю вас с этим светлым праздником. Хочу пожелать, чтобы семьи ваши были крепкими, жены хранили семейный очаг, мужи могли в любую минуту встать на его защиту, а дети только радовали. Наша Родина держится корнями за крепкие и дружные семьи. Помните об этом. Поздравляю!» (Жалкие аплодисменты. Поклон.) До свидания! До новых встреч! А сейчас дискотека.

 

Звучит музыка. Люди расходятся.

 

Сцена 4

 

Дом. Надежда вяжет носок, Ксения с телефоном. Ирина говорит из-за дверей.

 

Н а д е ж д а. Да, в самом деле, какой-то несуразный сценарий.

И р и н а. Что за путешествие во времени она выдумала?! Что за бред? Это ведь сахарный завод, а не фабрика мороженого! Тут работают взрослые люди.

Н а д е ж д а. Да… Пять, шесть, семь… Работают, работали и будут работать.

И р и н а. Всю историю завода подняла. Я же знаю, эта фантастика никому не интересна!

Н а д е ж д а. Действительно фантастика…

И р и н а. Как можно было задушевный праздник для работников завода превратить в шоу?!

Н а д е ж д а. Это можно и по телевизору…

 

Ирина заходит в комнату.

 

И р и н а. Оставила ансамблю какой-то час! Никаких театрализованных представлений. Привезут какие-то батуты, воздушные пушки…

Н а д е ж д а. Война – это плохо…

И р и н а. Мам, ты меня вообще слушала?!

Н а д е ж д а. А? Ой, извини, Ириш… Я отвлеклась…

И р и н а. Меня в этом доме никто не слушает!

Н а д е ж д а. Да я слушаю! Действительно… плохо, что Наталья появилась.

И р и н а. И перед кем я тут распиналась?!

К с е н и я. Мам, тут любой перестанет слушать. Ты целый месяц только и знаешь, что хейтить эту Наталью и тиранить нас. А так могла бы хоть раз сделать по-нормальному!

И р и н а. Что значит «по-нормальному»?

К с е н и я. То и значит. Каждый год у тебя один и тот же сценарий, только лица разные. Это все скучно и никому не нужно. Наталья хотя бы пытается придумать что-то интересное. А ты ей мешаешь!

И р и н а. Мешаю делать что? Разрушать наши традиции?!

Н а д е ж д а. Девочки, давайте не будем ругаться, пожалуйста.

К с е н и я. Все, я поняла, мам. Закрыли тему. Ты сейчас неспособна адекватно воспринимать критику. (Встает.)

И р и н а. Ты как с матерью разговариваешь? Куда ты пошла?!

К с е н и я. Мама, я не хочу с тобой ругаться.

И р и н а. Ты уже это делаешь! Ты же зачем-то встряла в наш разговор! С какой стати тебе вообще стал интересен мой ансамбль? Ты же его бросила!

К с е н и я. Вот именно, мам, твой ансамбль. Тебя ничего, кроме этого дурацкого ансамбля, не интересует.

 

Ксения выходит. Ирина застыла на месте.

 

И р и н а. Подожди, Ксения, вернись сейчас же! Объяснись!

Н а д е ж д а. Оставь ее. Это настроение. Ирин, я уверена, она не хотела тебя обидеть. Просто сейчас такое время. Поступление, экзамены…

 

Сцена 5

 

Олег сидит на скамейке и курит. Подходит Михаил.

 

М и х а и л. Здрасте, Олег Вадимович.

О л е г. Здравствуй, Михалыч. (Обмениваются рукопожатиями.)

М и х а и л. Хороший вечер. Я думал, вы в город на выходные уезжаете.

О л е г. Хорошо, вот и сижу. А ты здесь чего, Михалыч?

М и х а и л. Письмо сыну отправлял, на почте был.

О л е г. А позвонить?

М и х а и л. Пока он там, пусть весточки из дома получает. Помню, я в армии служил. Как меня эти письма радовали! До сих пор их храню. А вы служили, Олег Вадимыч?

О л е г. Не служил. Травма руки – негоден.

М и х а и л. Эх… как так? Армия мужчину переделывает. Мой в армию худосочный пошел, вернулся мужчиной, вон еще уехал родину защищать, медальку получил. Хают ее, армию-то, по-всякому, а жизни учатся.

О л е г. Не знаю. (Тушит сигарету, бросает на землю, хочет встать и пойти.)

М и х а и л. Олег Вадимыч, слушайте, можно спросить?

О л е г. Спрашивайте.

М и х а и л. Вы это… оборудование новое закупаете, да?

О л е г. Сами знаете. Зачем спрашивать?

М и х а и л. Так я это… налоги подняли, ЖКХ дерут, то плоти, это плоти… Андрей Сергеич бы нам ну… зарплату бы поднял…

О л е г. Нету больше Андрея Сергеевича.

Пауза.

М и х а и л. Простите, Олег Вадимыч, не подумал. Да, оборудование всяко лучше будет. Сахара больше наварим, денег будет побольше. Вы правы. Извините, Олег Вадимович.

О л е г. Не извиняйся, Михалыч. Оборудование все равно закупим. Точка.

 

 

Сцена 6

 

Дом. Ирина и Василий готовятся ко сну. Ирина расчесывает волосы, Василий вешает носки на батарею.

 

И р и н а. Как думаешь, мы плохие родители?

В а с и л и й. Нет. Мы же любим Ксюшу, и она это знает.

И р и н а. Я не про то. Тебе не кажется, она стала какая-то… не такая.

В а с и л и й. Молодость, любовь. Георгия своего ждет.

И р и н а. Ты, как всегда, видишь только хорошее.

В а с и л и й. Хотелось бы. Тебе нужен свет?

И р и н а. Больше нет.

Василий молча выключает свет, ложится в постель.

 

И р и н а. Мне все-таки кажется, что мы что-то не так сделали.

В а с и л и й. Может, хватит ходить вокруг да около?

И р и н а. Что с тобой?

 

Пауза.

 

В а с и л и й. Ничего. Просто не дави на Ксюшу, и она сама придет мириться.

И р и н а. Она что, тебе рассказала?

В а с и л и й. Нет. Я просто знаю свою дочь.

И р и н а. Ты хочешь сказать, что я не знаю? Что я плохая мать?

В а с и л и й. Ничего я не хочу сказать. Ты спросила, я ответил. Все.

И р и н а. То есть ты не хочешь со мной разговаривать? В а с и л и й. Ира, хочешь честно? Эта бабская вздорность тебе не идет. А сейчас… я не понимаю, зачем ты хочешь поругаться.

И р и н а. То есть теперь я вздорная.

В а с и л и й. Спокойной ночи. (Ложится, отворачивается.)

И р и н а. Вася, не смей меня игнорировать.

В а с и л и й. Ира, спи.

 

Сцена 7

 

Параллельно с действием у дома на скамейках площади происходит следующее: Витёк лежит на скамейке, болтает ногой, под ним картонка, рядом сидит котенок. Когда начинается дождь, Витёк закрывает голову картонкой. Озирается, видит котенка, зовет, потом переносит к себе на колени, гладит.

Надежда и Ксения на скамейке у дома. Пасмурно.

 

К с е н и я. Ба, расскажи, каким прадед с войны вернулся. Н а д е ж д а. Я даже не знаю, я ведь младшая дочка у него. Умер, когда мне двадцати не было. А про войну он рассказывал мало или ничего.

К с е н и я. Расскажи, что помнишь.

Н а д е ж д а. Помню, он замкнутый был, строгий. Он ведь в лесах Беларуси партизанил, помогал своим. А потом, как основные войска советские подошли, его в лагерь отправили.

К с е н и я. За что?

Н а д е ж д а. За то, что в плену немецком побывал. Им помог бежать старик. Отвлек немцев на себя. Светлая ему память. Отец говорил, благодаря старику этому спасся. Вот про старика он память хранил. Про все остальное молчал.

К с е н и я. А каким он был?

Н а д е ж д а. Так я ж откуда знаю, туберкулезом вроде как…

К с е н и я. Да не старик, ба! Прадедушка!

Н а д е ж д а. Советской власти он больше не доверял, как я теперь понимаю. Да и между ветеранами тогда свои были трения – кто как в бою свои награды получил, кто где после войны сидел или сразу домой вернулся. Сложно все это. Очень сложно и не наше дело.

К с е н и я. Сейчас каждый год Парад Победы и праздник. Уже столько лет прошло. Зачем эта бутафория? То есть… Ба, подожди, не смотри на меня так. Я хочу сказать, понятно, что мы помним, что мы благодарны. Но зачем эксплуатировать образ войны и победы в политических целях?

Н а д е ж д а. Не болтай всякую чепуху! Это что ты такое заладила?! Интернеты ваши совсем уже…

К с е н и я. А ты докажи, что это нужно и важно! Докажи, ба!

 

Долгая пауза.

Н а д е ж д а. Нам всегда соседские дети завидовали. Наш папа вернулся с войны, а их – нет. Ты Гошу ждешь потому, что любишь. А мы помним потому, что любим своих родных.

К с е н и я. Прости, ба.

 

Пауза. Сидят обнявшись.

 

Н а д е ж д а. Ксюнь, ты зачем маму обидела?

К с е н и я. Я уже извинилась. Да ей все равно. Возится со своим концертом, забыла про это, наверно.

Н а д е ж д а. Вот даешь, детка, кинулась старуху защищать. Я ведь привычная. Покричала бы она да успокоилась бы. Мир в семье важнее.

К с е н и я. Ба, есть ведь разница – мир и замалчивание. Это не первый раз, когда ей надо сказать, что она неправа, а все молчат. Даже папа в последнее время с ней не разговаривает.

Н а д е ж д а. Для изменений время нужно. Люди по-своему все воспринимают.

К с е н и я. Все равно не понимаю, почему нельзя все говорить прямо, как есть.

Н а д е ж д а. Ой. Дождик начинается, пошли в дом?

К с е н и я. Сейчас, бабуль, мне Гоша будет звонить.

Н а д е ж д а. Пледик принесу. Сиди-сиди. (Выходит.)

К с е н и я (отвечает на вызов). Алё! Привет, Гоша.   Я дома. (Пауза.) Что с тобой? (Короткая пауза.) Что? У нас… пасмурно сегодня. Лес шумит. (Пауза.) Зеленый. Я тебе, что ли, поэт… Дождик начинается, пахнет мокрой землей. Да, молнии сверкают, но ветра нет. (Пауза.) Гром тихий. Ты сегодня такими странными словами говоришь. (Пауза.) Я же не пою, ты знаешь. (Пауза.) Прости. Какую?

Поет: Лети, перышко, через полюшко,

Смахни, перышко, мое горюшко.

С моего лица смахни пылюшку,

Обратись и стань моим крылышком…

Ты что… Гоша? Алё!

 

Ксения вздыхает, отводит телефон от уха, сидит не двигаясь. Надежда выходит с пледом и зонтиком, протягивает Ксении. Ксения тянет Надежду за руку к себе.

 

К с е н и я. Ба… посиди со мной.

 

Сидят молча под зонтиком.

 

Н а д е ж д а. Ксюша, что такое, ягодка?

К с е н и я. Ба, он, кажется, плакал. Мой Георгий плакал…

 

Надежда смотрит Ксении в глаза и обнимает ее.

 

Н а д е ж д а. Все будет хорошо, сладкая. Все будет хорошо.

 

Витёк начинает в это время разговаривать с котенком.

 

В и т ё к. Видел я, дружочек, как маму твою замучили. Мою тоже замучили до смерти. Братьев-сестричек утопили, только двое спаслись. Один хиленький был, до утра не дожил, а ты оклемался. Оклемался и пошел, надо же было отомстить гадам, раздавить их за то, что они злые и жестокие. Что ты, дурашка? Сиди, я тебе зла не сделаю. Я никому больше зла не сделаю.

 

Сцена 8

 

Репетиция в ДК. Ведущие, Наталья, Ирина.

 

В е д у щ и й  1. Час пробил, друзья! Наше путешествие во времени завершается. Мы снова находимся в самом лучшем временно́м промежутке, имя которому − настоящее.

В е д у щ и й  2. Тот самый миг между прошлым и будущим, который называется жизнью, – яркий и неповторимый, окрашенный вашими улыбками и аплодисментами, именно он сейчас является самым важным. Ведь это миг стремлений, постановки новых целей, это миг, в котором мы все вместе.

Н а т а л ь я. Извините, снова перебью. Давайте научимся слышать друг друга. Спасибо. Интонация уже лучше, чем была. Хотя можно было бы меньше пафоса. Попробуйте как бы продолжать реплики друг друга, а не бросать мысль на половине. И еще улыбайтесь! У вас такие красивые улыбки!

И р и н а. Послушайте, они уже устали улыбаться. У нас не Голливуд, а сахарный завод. Все же необходима естественность…

Н а т а л ь я. Естественность в понуром выражении лица? Мы пытаемся сделать праздник максимально запоминающимся, чтобы люди получили как можно больше положительных эмоций. Уважаемые, повторите, пожалуйста.

 

Ведущие переглядываются, натягивают улыбки.

 

В е д у щ и й  1. В самом лучшем временно́м промежутке, имя которому − настоящее.

В е д у щ и й  2. Тот самый миг между прошлым и будущим, который называется жизнью.

Н а т а л ь я. Вот, другое дело. Нужно было чуть-чуть естественнее. Да, думаю, до праздника вы натренируете улыбку…

В е д у щ и й  2. Можно мы уже домой пойдем?

Н а т а л ь я. Текста осталось две страницы!

И р и н а. В самом деле, семь вечера, мы сидим с двух. Как можно было забыть, что у людей семья, дети?..

В е д у щ и й  1. Отпустите нас и продолжайте собачиться хоть сутки.

Н а т а л ь я. Вы сказали, что готовы пожертвовать своим временем ради лучшего результата, максимальной самореализации.

И р и н а. Давайте отпустим ведущих, а вы мне расскажете, договорились?

Н а т а л ь я. Ладно, как скажете. (С шумом начинает собирать вещи. Ведущие кивают Ирине и поспешно выходят.)

И р и н а. Что-то мы с вами и правда весь вечер препирались. Я приношу свои извинения.

Н а т а л ь я. Провинция мост оф ол новое не приемлет. Наблюдения вслух. Я, возможно, цинична, но ваш завод не первый и не последний. Вы хотя бы осознаёте свое положение.

И р и н а. Ладно. А что, если бы мне хотелось исправить свое положение? Скажем, вы бы дали мне пару уроков. Не бесплатно, конечно.

Н а т а л ь я. Окей. Прайс у меня в соцсетях, я думаю, вы умеете пользоваться. Персональный тренинг или коуч, вы решите сами. Можно еще поработать с тимбилдингом, но, естественно, это будет стоить дороже.

И р и н а. Договорились. Тогда в следующий ваш приезд?

Н а т а л ь я. Зачем? Позвоните по видеосвязи.

 

Выходят из ДК. Оказываются на площади, где у сцены припаркована машина Олега.

 

О л е г. О, здрасте.

 

Наталья и Ирина здороваются.

 

О л е г. Как раз хотел вас застать. Ну как, работа продвигается? Что-нибудь нужно?

Н а т а л ь я. Все под контролем, в случае чего я проинформирую вас. Что ж, моя машина там. Подвезти вас, Ирина?

И р и н а. Я прогуляюсь, спасибо.

Н а т а л ь я. Надеюсь, вы правда заинтересовались тренингом. С вашими способностями было бы крайне непродуктивно потерять такую возможность.

И р и н а. Я подумаю. Всего доброго!

 

Ирина и Олег прощаются. Наталья уходит.

 

О л е г. Может, все-таки довезти? (Ирина колеблется; садятся в машину.) Как она тебе?

И р и н а. Олег, я тебя убью. Зачем ты вообще пригласил ее?! Она мне мозг выела чайной ложкой. Самодисциплина, тайм-менеджмент… Тьфу!

О л е г. Ты же сама перед ней стелешься. Чё жаловаться?

И р и н а. Я не стелилась! Это была попытка сохранить собственное достоинство, а она мало, что не поняла, так еще и потопталась сверху.

О л е г. На место надо было ее поставить, и все.

И р и н а. У тебя все просто.

О л е г. А чё усложнять? (Пауза.) Успокоилась?

И р и н а. Я не позволю ей быть лучше меня.

О л е г. Ты такая забавная, когда злишься.

И р и н а. Слушай, мне кажется, Наталья все поняла про нас.

О л е г. Ну и пусть. Ириш, я соскучился.

И р и н а. Что – и пусть? Мы обо всем договорились. Пора заканчивать.

О л е г. Ира, подумай, что ты говоришь! Нам же так хорошо вместе!

И р и н а. Олег, у меня семья.

О л е г. Ира, ты пойми, у меня еще такой женщины, как ты, не было. Ты такая прикольная, кайфовая, горячая. Ты еще и понимаешь меня, как… Андрюха понимал, по-человечески. По-мужски… Как сказать, как друг.

И р и н а. Олег, я замужем.

О л е г. Уйди от мужа. Ты сама говорила, он слюнтяй, слабак, ноль поступков. Чё ты отказываешься? Ира, я бизнес продам, мы уедем с тобой, куда захочешь. Чё это такое: я любимой женщине не могу цветы подарить? Я для тебя все сделаю. Ты это знаешь, Ира.

И р и н а. Я не могу так бросить маму, дочку, ансамбль. Олег, полжизни уже прошло. Это же всего лишь увлечение. Это… неправильно.

О л е г. То есть увлечение? Тебя же тянет ко мне. Неправильно по каким правилам? Это разве не твоя жизнь? Дочка скоро замуж выйдет, маму свою бери с собой, и поехали. Я буду ждать тебя сколько нужно. Новый ансамбль забубенишь, раз этот загнулся. Базара нет, я дам тебе деньги.

И р и н а. Олег, зачем ты это все говоришь? Мы сразу договорились – не ломать друг другу жизнь.

О л е г. Все изменилось, что я могу тебе сказать?..

И р и н а. Останови здесь. Я пешком отсюда дойду.

О л е г. Ир, подожди. Ира, подумай над тем, что я сказал. Посмотри на меня. Обещай, что подумаешь.

И р и н а. Я не могу такое обещать. Пока.

О л е г. Даже не поцелуешь?

И р и н а. Спасибо, что довез.

 

Целует его в щеку, отстраняется, он берет ее за руку, тянет к себе и целует в губы. Ирина отстраняется, пытается выйти, но не сопротивляется, когда он еще раз ее притягивает. Она отстраняется, долго смотрит ему в глаза, выходит из машины, идет к дому. Какое-то время стоит, прижав пальцы к губам.

Дом. В доме Надежда, Ксения и Василий. Сидят на диване. Надежда сортирует пуговицы.

В а с и л и й. Нашли мы его утром. Привет, Ира!

К с е н и я. Мам, привет!

И р и н а. Всем привет. (Снимает туфли.)

Н а д е ж д а. Привет, дочка.

К с е н и я. Нашли его…

В а с и л и й. Нам его привезли в итоге добрые люди в целости и сохранности. Мы выдохнули и поняли, что устали просто жуть. Разложили палатки на главной площади рядом с Лениным. Памятником в смысле.

Н а д е ж д а. Ничего святого в людях нет.

В а с и л и й. Подходит милиционер: «Граждане, что у вас тут?» Мы такие – поняли. Ушли искать двор. Город большой, до парка быстро не доберешься, а мы с ног валимся. Нашли, расположились, уснули.

Н а д е ж д а. У-у-у, посадила бы тунеядцев.

К с е н и я. Ба! И что дальше?

В а с и л и й. Я просыпаюсь, друг уже не спит. Сидим с ним, сухари грызем, тут местная шпана подваливает. Естественно: что, почем, деньги есть? А с нами друг был, дядя Костя с города, ты его знаешь. Бугай, два метра ростом, на флейте играет, мухи не обидит. Он, говорим, он у нас КМС. Проснется, головы открутит. Они и убрались.

К с е н и я. А потом?

В а с и л и й. Чего, рассказали ему, он говорит, хорошо, что не проснулся. Они б его сразу раскусили.

К с е н и я. Мам, нам тетя Роза персики передала, твои любимые.

Н а д е ж д а. Ты бы матери суп предложила. Весь день на работе! Даже пирожков с собой не взяла…

К с е н и я. Сегодня гороховый, разогреть?

И р и н а. Грей.

 

Ксения убегает на кухню.

 

В а с и л и й. Надежда Аркадьевна, а вы нам компот из персиков сварите?

К с е н и я (из-за двери). Да! Бабуль, свари персиковый компот!

Н а д е ж д а. Эх, раз внучка просит, так уж и быть, сварю. Как дела, доча?

И р и н а. Над концертом работали. Сценарий с Натальей читали.

В а с и л и й. Так долго. Как будто бились не на жизнь, а на смерть.

И р и н а. Представь себе, бились!

В а с и л и й. С Натальей?

И р и н а. Да, с Натальей. Я устала.

Н а д е ж д а. Все, идем на кухню.

К с е н и я (выглядывает в зал). А суп?

И р и н а. Не хочу. Голова болит.

Н а д е ж д а. Я поем. Вынеси маме воды (собирает пуговицы, выходит).

 

Василий молча раскладывает диван. Ксения выносит воду.

 

И р и н а. Выключи свет, Вась.

 

Василий хочет что-то сказать, потом молча выключает свет.

Затемнение.

 

Сцена 9

 

Ирина спит, Василий одет, сидит на стуле.

В а с и л и й. Ира, проснись. Ира.

И р и н а. А? Что такое, Вася? Который час?

В а с и л и й. Мне нужно спросить у тебя кое-что.

 

Пауза.

 

И р и н а. Спрашивай.

В а с и л и й. Будь моей женой перед Богом.

И р и н а. Что?

В а с и л и й. Давай повенчаемся?

И р и н а. Вася, ты шутишь?

В а с и л и й. Я не шучу. Ира, я хочу, чтобы мы были венчаны. Ты прекрасно знаешь, что это значит.

И р и н а. Это тебе нужно в пять утра?

В а с и л и й. Ты можешь подумать. Я пойму ответ, мы достаточно вместе прожили. Даже если ты откажешься, мы останемся друзьями. Ксюша – наша дочь, ансамбль – нам сын. Видит Бог, я старался быть тебе хорошим мужем.

И р и н а. Вася, я…

В а с и л и й. Ира, есть вещи, которые я слышать не хочу. Сейчас, по крайней мере.

 

Василий встает, собирается выйти.

 

И р и н а. Куда ты?

В а с и л и й. Подышу. И еще. Ира, подумай сама.

 

Василий уходит.

 

Сцена 10

 

ДК. Евгений и Ксения.

 

Е в г е н и й. Который час, не подскажешь? Телефон сел.

К с е н и я. Пять. Уже на час задерживаются.

Е в г е н и й. Они и на три могут задержаться. Запросто. Что читаешь?

К с е н и я. Фэнтези.

Е в г е н и й. Я тоже люблю фэнтези. «Ведьмака» читала?

К с е н и я. Может быть, я не запоминаю.

Е в г е н и й. «Ведьмака» бы ты точно запомнила. Через два года сериал выйдет. Там же детально продуманный мир, столько персонажей.

К с е н и я. Он выдуманный.

Е в г е н и й. Через вымысел можно понять реальность.

К с е н и я. Вымысел затрудняет понимание реальности.

 

Пауза.

 

Е в г е н и й. Ирину Владимировну ждешь?

К с е н и я. Ага.

Е в г е н и й. Ты на нее похожа.

К с е н и я. Спасибо.

 

Пауза.

Е в г е н и й. Не понимаю, почему все такие неразговорчивые?

К с е н и я. Не поняла?

Е в г е н и й. Насколько я понял, те, кто живет в деревне, неохотно идут на контакт с городскими. Хотя я и сам из села.

К с е н и я. Не очень убедительно звучит. Ты учился в городе?

Е в г е н и й. Да, в универе, на бухгалтера.

К с е н и я. Ого! Неужели ты не нашел работу по профессии?

Е в г е н и й. Нашел. Это не мое просто.

К с е н и я. А это – твое?

Е в г е н и й. Честно говоря, я уже ничего не знаю точно. (Пауза, ловит взгляд Ксении и продолжает.) В универе было классно. Участие во всяких мероприятиях, конкурсы. Потом легко закончил магу. Столько достижений вроде, а сейчас спрашивается, нужны они были?

К с е н и я. Может, это изначально не та цель?

 

Входят Ирина и Наталья.

 

Н а т а л ь я. …Тимбилдинг, мотивационные курсы. В основном, конечно, ивент-компания. У нас небольшой штат, но в каждом сотруднике я уверена.

И р и н а. Не терпится познакомиться с вашей командой.

Н а т а л ь я. Поверьте, они тоже о вас наслышаны.

И р и н а. Надеюсь, только о хорошем. Познакомьтесь: моя дочь Ксения.

 

Наталья и Ксения знакомятся и обмениваются приветствиями.

 

И р и н а. И еще, можно вас попросить прислать материал по видеосъемке и монтажу? Мы всему научимся, вам не придется приезжать.

Н а т а л ь я. Это наша работа, думаю, мы в любом случае приедем посмотреть, как идут дела.

И р и н а (Ксении). Заждалась? Извините, нам уже пора.

Е в г е н и й. А макет декораций?

Н а т а л ь я. Да, его в самом деле лучше обсудить сейчас. Мои наработки…

И р и н а. Я думаю, Евгений справился, вы сами говорили, что доверяете своей команде. Позвольте мне посмотреть?

Н а т а л ь я. Вы абсолютно правы. Жень, можно тебя попросить…

Е в г е н и й. Конечно. Давайте я покажу со своего ноута.

 

Евгений, Ирина и Ксения выходят. Наталья тяжело садится на стул и набирает номер в телефоне.

Н а т а л ь я. Привет. Мне кажется, у меня эмоциональное выгорание. (Пауза.) Если бы ты был занят, то сбросил бы. (Пауза.) Мне нужно, чтобы ты сейчас меня выслушал. У меня повышается тревожность, когда мы работаем с Ириной. Мне кажется, она прокачала свой скилл только ради того, чтобы вытеснить меня. (Пауза.) Нет, оплата не уменьшится. (Пауза.) Нет, она только предлагает и слушает. Просто я не понимаю, в чем ее тактика… Я не беру на себя слишком много! (Пауза.) Да я знаю, синдром отличницы, ты говорил мне сто раз. Спасибо, что напомнил, мой коуч-супруг! Как же я без тебя этого не знала! Я не истерю! Мне необходимо высказаться. (Пауза.) Как это − зачем? Ты сам говорил, что это часть терапии… (Длинная пауза.) Я зря тебе позвонила. Нет, в смысле, не зря. Не буду тебя отвлекать. Извини, нужно сохранять эмоции в балансе. Ты прав. Да. Я люблю тебя! Прости меня. Пока. (Завершает звонок.) Я счастлива и спокойна. Все хорошо, все в порядке.

 

Входит Евгений.

 

Е в г е н и й. Ирине все понравилось.

Н а т а л ь я. Еще бы ей не понравилось. Это лучшее, что она в жизни видела.

Е в г е н и й. Мне кажется, она не заслуживает такого отношения.

Н а т а л ь я. Женя, ты сам знаешь, я злая. Покажи-ка мне, что там у тебя.

Е в г е н и й (показывает ей макет). Логично, что она предложила вам быть ведущей. Никто из них правда не тянет.

Н а т а л ь я. Чтобы я, директор ведущей ивент-компании, начала сама вести праздники?! Что? Так. Забыли про Ирину. Давай пересмотрим твой макет.

 

Сцена 11

 

Дом. Перед диваном стол ломится от угощений. Надежда, Ксения, Василий.

 

Н а д е ж д а. Ксюш, неси бокалы! Вася, ты компот перелил? Ир, что ты там копаешься? Вась, ты сказал своим друзьям, чтоб контейнеры вернули?

В а с и л и й. Это Катерина Григорьевна контейнеры не возвращает, а если и вернет, так с душком. А «мои друзья», как вы выразились, всегда помоют и вовремя принесут.

 

Ирина выносит салат «Сельдь под шубой». Ксения расставляет бокалы. Василий ставит на стол два графина с компотами.

 

К с е н и я. Никто ж не придет, зачем хрустальные? И зачем устраивать целое пиршество?

В а с и л и й. Никто точно не знает, но, подозреваю, ради теплых воспоминаний.

Н а д е ж д а. Усаживаемся! Ира, разложи салфетки. Василий, налей мне рябиновки. Не смотри ты на меня так! Ничего мне с одной стопочки не будет.

И р и н а. И мне налей. (Василий наливает Надежде, над бокалом Ирины останавливается.) Пожалуйста. (Василий наливает.)

В а с и л и й. А нам компота, Ксюх. Я тоже буду смородиновый. Не корчи рожи, сиди и слушай.

Н а д е ж д а (поднимает бокал). Поздравляю тебя, внученька, с поступлением. Начинается у тебя новая жизнь, городская. Появятся новые знакомства, новые знания, интересы, друзья – я желаю, чтобы у тебя все хорошо складывалось. Учись, гуляй в меру…

К с е н и я. Бабуль!

Н а д е ж д а. Никаких «бабуль» – бабуля тоже молодая была, знает это дело. Вот. И про нас не забывай. Это тебе мой подарок (дарит коробочку).

К с е н и я. Это же твои любимые бусы!

Н а д е ж д а. Теперь твои любимые. На память.

И р и н а. Я тоже хочу тебя поздравить, Ксюша. Ты у нас большая молодец. Сама выбрала цель, сама поступила. Я тобой горжусь. Я знаю, у тебя все сложится. А мы тебя поддержим, что бы ни случилось. Это тебе от меня (дарит мешочек с золотыми сережками).

К с е н и я. Ого! Мам, ты чего, они же золотые!

И р и н а. Дочка, женщина в золоте совсем по-другому себя чувствует. Ты поймешь.

В а с и л и й (откашливается). Поздравляю, дочка. Мой подарок поскромнее. Но вот. Это походный набор. Теперь твой собственный.

К с е н и я. Спасибо, пап! (Обнимает Василия, потом – Ирину, перегибается через стол и чмокает Надежду в щеку.) Спасибо вам, мои родные, хорошие!                                  Я буду скучать…

 

Стук в дверь.

 

Н а д е ж д а. Кто там?

 

Входят Михаил и Анна с пакетами. Оставляют зонты в прихожей за дверью, отряхивают от дождя принесенные пакеты. Шумное приветствие.

Н а д е ж д а. Ливень такой, там же все размыло! Надевайте тапки. Ира, подай пледы. Анечка, тебе же надо здоровье беречь…

И р и н а. Проходите, садитесь.

А н н а. Спасибо! Ксения Васильевна, это тебе два подарка, один – от нас, а вот этот – от Гоши. Ирина Владимировна, а это вашей семье угощение.

В а с и л и й. Чего стоишь? Беги к себе открывать!

К с е н и я. Извините! (Убегает в свою спальню.)

И р и н а. Мама рассказывала, какие торты у вас вкусные. Это что, «Прага»? Мы с Ксюшей его обожаем!

А н н а. Спасибо!

М и х а и л. Наливай, хозяин. Дочка теперь – студентка.

В а с и л и й. Да уж, самому не верится. (Разливает рябиновку по бокалам.)

М и х а и л. Ты не пьешь?

В а с и л и й. Только закусываю.

М и х а и л. А на слабо?

В а с и л и й. Михал Михалыч, сколько нам лет? За Ксению!

М и х а и л. За Ксению!

 

Поднимают бокалы, пьют.

 

Сцена 12

 

Машина под дождем. Олег курит в салоне. К нему подсаживается Витёк, весь мокрый.

 

О л е г. Ты чё тут уселся?

В и т ё к. Брат, дай погреться. (Достает контейнер, начинает есть голубцы.)

О л е г. Какой я тебе брат?! Выйди, я сказал.

В и т ё к. Доем и выйду. Ты все равно один сидишь. Льет как из ведра.

О л е г. Так шел бы домой.

В и т ё к. Нет у меня дома. У тебя тоже нету, раз сидишь тут.

О л е г. Слышь, я церемониться не буду, выкину тебя.

В и т ё к. Выкидывай.

 

Пауза.

 

О л е г. Откуда еду взял?

В и т ё к. Вася дал, гармонист. Дочка его в универ поступила. Пока не полило, он всем сирым и убогим подал. Душевный человек, да и гармонист от Бога.

О л е г. Зачем ты мне это все рассказываешь?

В и т ё к. Языком чешу. Поболтать охота. А тебе – нет?

О л е г. С тобой?

В и т ё к. Эх, Олег Вадимыч, Андрей Сергеич говорил, ты мужик толковый.

О л е г. Не смей мне говорить об Андрее. Выметайся.

В и т ё к. Я и жену его, Марью, знал. Такая образованная и мудрая женщина, царство ей небесное.

О л е г. Я сказал: ВОН!

В и т ё к. Не на что было смотреть. (Открывает дверь. Шум дождя.) Ошибся Андрей Сергеич.

О л е г. Что ты имеешь в виду? Эй! Сиди уж. Витёк! Как тебя там…

В и т ё к. Виктор Борисович (усаживается, закрывает дверь, продолжает есть). Она вряд ли придет, зря ты ее ждешь. Да-да, Ирина Владимировна.

О л е г. Ты знал?

В и т ё к. Олег Вадимыч, не играй драму. Это типичный адюльтер, только еще и глупый. Да и черт с ним. Ты мне лучше про Андрея Сергеича скажи. Что там у вас случилось?

Пауза.

 

О л е г. Это я должен был разбиться. Я всю жизнь гонял по трассе, это я рисковал жизнью, творил херню, забивал на себя. (Пауза.) Он мне передал генеральный пакет по заводу, а я не хотел морочиться с налогами – мне это даром было не надо, какой завод? Какое село? Он разозлился, сказал, что я раздолбай. (Пауза.) Поругались и поехали в разных машинах. Они влетели под фуру. Вот и все.

В и т ё к. Никто не знает, кто что должен и кому. Так вышло. Нельзя свою жизнь отдать другому, даже если сильно захотеть. Знаешь, у меня был дом, а еще завод. Друг, жена, родители. И ничего не стало. Надо признать, я сдался. А ты – еще нет. У тебя все только начинается. Хороши голубцы. (Открывает дверь.) О, и дождик перестал…

О л е г. И ты так спокойно об этом говоришь? Может, твоя семья еще ждет тебя?

В и т ё к. Нет. У меня никого нет. Я никому не могу причинить зла. Спасибо этому дому, пойдем к другому.

 

Сцена 13

 

Дом. Анна и Надежда лепят пирожки.

 

А н н а. Слишком он обо мне печется. Как будто видит болезнь, а не меня.

Н а д е ж д а. Что со здоровьем?

А н н а. В том-то и дело, все в порядке. Даже врачи удивлялись: после такой сложной операции всего за полгода восстановление прошло. Миша не верит, до сих пор пылинки сдувает.

Н а д е ж д а. Переживает за сына, вот тебе и двойная забота.

А н н а. Я тоже переживаю. Я вам скажу, баба Надя, неспокойно у меня на сердце. Даже новости стараюсь не смотреть. Миша еще с самого начала запретил, но я так, украдкой глядела. Теперь даже так не смотрю.

Н а д е ж д а. Не думай плохое. Осенью Гоша приедет, все будет хорошо. А Мише полезно работать. Что у них на заводе происходит?

А н н а. Оборудование новое пришло, даже работает, представляете. Иностранцы приехали, объяснили что-то, главным Мишу назначили по этому оборудованию. Начальство ругать теперь несолидно. Ворчит под нос, но делает. А ваши что?

Н а д е ж д а. Нечего рассказывать. Разлетелись, как птицы. Иринка с концертом, Вася детишек музыке учит в летнем лагере, Ксюшу разве что ненадолго из хандры выманишь. Иногда сходят вдвоем в поход и опять по углам.

А н н а. Так вы заходите к нам. До учебного года я на стену полезу.

Н а д е ж д а. Две недели, и уедет Ксюша. (Пауза.) А кому старики нужны? (Утирает слезу рукой, пачкает лицо в муке.)

А н н а. Вы чего, баба Надя! Тут у вас и зять, и дочка. Пожалуйста, не расстраивайтесь! Молодых отпускать надо! Мир посмотрят, дела поделают. Я знаю, вы и правнуков понянчите!

Н а д е ж д а. Ничего-ничего. Если что случится, я к Розке поеду. Там тепло, как раз на старости лет.

А н н а. Что может такое случиться?

Н а д е ж д а. Извини, Анечка. Старая стала… Ой, некогда думки думать. Груша спеет, скоро виноград пойдет, а там и фрукты сушить.

 

Сцена 14

 

Концерт. Местные жители на скамейках. Ансамбль исполняет вальс в нарядах 80-х годов. На ближайшей к сцене скамейке сидят Ксения, Надежда, Михаил, Анна, Витёк и другие зрители.

На сцене стильные и красивые декорации, светомузыка. На площади не только скамейки, но и фотозона, место для армрестлинга, какие-то угощения на столах.

 

Н а т а л ь я. Днем молодые комсомолки и комсомольцы кружили в вальсе, ночью же выплясывали под «Машину времени», «Автограф», «Пикник».

 

Вальс сменяется попурри мелодий из 80-х.

 

Н а т а л ь я. Молодые люди знали, как устроить сладкую жизнь не только на заводе, но и в своем селе – обустроить школы и детские сады, Дом культуры, клуб, кинотеатр, библиотеку. Золотая эпоха сахарного завода. Позвольте пригласить на эту сцену Катерину Григорьевну Смольную, почетного работника завода.

К а т е р и н а. Здравствуйте! Помню, это было как вчера. Наша молодость, распределение по заводам. Признаюсь честно, мне повезло. Мы встретились на заводе с моим мужем, с которым прожили вместе всю жизнь. Мы с ним стали лучшими сахароварами завода…

Н а д е ж д а. В упаковочном цеху.

М и х а и л. Не ворчите, Аркадьевна, вам не идет. Любит себя Катерина Григорьевна показать. Давно уже все привыкли.

К а т е р и н а. Благодарим вас за этот чудесный праздник, пробудивший во мне столько светлых воспоминаний.

М и х а и л. Хорошо говорит, жаль, из сельского совета ушла. Авось бы доплаты нам выбила.

В и т ё к. Мараться об политику не захотела.

Н а т а л ь я. Вот и подошла к концу вторая часть нашей праздничной программы. В девятнадцать часов мы продолжим наше путешествие во времени. А пока наслаждайтесь угощениями, участвуйте в играх, делайте памятные фотографии – наш профессиональный фотограф уже ждет вас!

 

На сцене происходит шумное движение. Дети ведут Василия к авансцене. Только Витёк в какой-то момент присоединяется к детям и слушает.

 

В а с и л и й. Осталась самая короткая часть, вы хотите во время праздника послушать? Посмотрите, сколько развлечений!

Д е т и. Дядя Вася, каникулы заканчиваются, родители в город заберут.

В а с и л и й. А где я остановился?

Д е т и. Где они сказали их в один гроб положить.

В а с и л и й. Да. Стали с тех пор Пётр и Феврония жить по-монашески. Дали им имена Давид и Евфросиния. Больше не были они друг другу мужем и женой, а только братом и сестрой перед Богом. Почувствовал Пётр, что смерть приближается, послал Февронии весть. Она его попросила подождать. Второй раз Пётр послание отправил. Недолго может ждать Пётр. В последний раз посылает сказать – умираю, ждать больше не могу. Оставила Феврония вышивание и послала сказать, что умирает вместе с ним. Помолились они и отдали Богу души.

Д е т и. Дядь Вась, вы какой-то слишком грустный.

В а с и л и й. История грустная. Это не конец истории. Решили люди неразумные, что не дело монахам в одном гробу лежать, и погребли их в разных местах. А гроб, который Пётр и Феврония повелели для себя вытесать, пустым остался. На другой день нашли их в этом гробе. Люди снова попытались их разлучить и положили в разные гробы. На другой день Пётр и Феврония снова в одном гробу оказались. После уж не смели их люди трогать и погребли вместе. Вот такое чудо.

 

Дети начинают задавать вопросы, Василий улыбается и отвечает.

Сцена.

 

Н а т а л ь я. А теперь я хочу пригласить на эту сцену работника, который присоединился к коллективу завода в две тысячи четвертом году, Михаила Михайловича Кузьмина.

М и х а и л. Здравствуйте. Дорогие земляки, коллеги, гости, хочу поздравить вас – и нас – с юбилеем. Шестьдесят лет, честно, я думал, мы недотянем. Вы помните, Андрей Сергеич заводу жизнь вернул: поставщиков нашел, покупателей. Нам малина – только и делай, что сахар вари. Мы свое дело знаем. Горе случилось, не стало Андрея Сергеича. Думали, всё, загнется завод. Толку без внешних связей ноль. Вымрет русская деревня. Так нет, Олег Вадимыч пришел. Чуть пообустроился, и уже подарок нам сделал – оборудование поменял, праздник устроил. Спасибо вам большое, Олег Вадимович. Тут это, наш цех песню подготовил по случаю. Выходите.

 

Выходят женщины. Действие ускоряется: выступление женщин, затем розыгрыш призов, танец, еще чья-то речь. В это время к Ксении подсаживается Евгений. Анны и Надежды на скамейке нет.

 

Е в г е н и й. Привет. Маму ждешь?

К с е н и я. Нет, пришла посмотреть, что получится.

Е в г е н и й. И как тебе?

К с е н и я. Веселый праздник. А ты фотоотчет готовишь?

Е в г е н и й. Агась. Щелкнуть тебя?

 

Ксения кивает, Евгений фотографирует ее, показывает ей большой палец, улыбается и собирается уйти.

 

К с е н и я. Женя, стой. Я хотела извиниться.

Е в г е н и й. За что?

К с е н и я. За слова про цель. Ради того, чтобы на один день вытащить людей из рутины, стоит стараться.

Е в г е н и й. Не за что извиняться. Если честно, Ирина Владимировна мне очень помогла. И знаешь, то, что я про город и село сказал, – неправда. Я просто боялся, что останусь в деревне навсегда, а сейчас думаю: какая разница? Слушай, запишешь мой номер?

К с е н и я. Женя… дело в том, что…

Е в г е н и й. Извини, напугал тебя. Ты, наверно, решила, это намек? Вот я дурак. Я слышал о твоем парне. Не отказывайся от дружбы. Будешь знать кого-то в городе.

К с е н и я. Спасибо.

 

Ксения и Евгений обмениваются номерами, Евгений уходит. На скамейки в это время садятся Надежда, Витёк и Василий.

 

В и т ё к. Голубцы – объедение, Надежда Аркадьевна.

Н а д е ж д а. Рады стараться.

В и т ё к. Приснился мне сон недавно, как влетают мне в каморку пирожки ваши и сами в тарелку складываются.

Н а д е ж д а. Сон в руку, пирожков сегодня напекла. Заходи к нам попробовать. Поможешь заодно Василию забор подкрасить.

В и т ё к. Всенепременно загляну! Только уже завтра.

Н а д е ж д а. Василий, ты чего такой бледный?

В и т ё к. Он сегодня сам не свой. «Во саду ли в огороде» забыл.

В а с и л и й. Плохо себя чувствую. Схожу за гармонью − и домой.

 

Василий уходит.

 

Н а т а л ь я. Осталось всего несколько минут до праздничного салюта. Я хочу пригласить на эту сцену директора сахарного завода, Русимова Олега Вадимовича.

О л е г. Здравствуйте. Меня слышно? (Читает с бумажки.) Я бы хотел сердечно поблагодарить работников завода, своих коллег за их нелегкий труд по наращиванию мощностей нашего…

Г о л о с а  и з  т о л п ы. Своими словами! Убери бумажку!

О л е г. Что ж… вы сами попросили. Короче, своими словами. Вы мне столько приятных слов наговорили, я чуть не прослезился. Честно. Мне сначала было трудно с вами. Это правда. Вы бы своего поставили, наверно, если б я не пришел. Чего, кого – кто это вообще? Посадили – делай дело. Но ничего, вы мне помогли в производство воткнуться, я вопросы с деньгами разрулил. Работаем. А сегодня празднуем. Только послезавтра не болейте, ладно? Я бы хотел поблагодарить сейчас очень важного для меня человека. Благодаря ему я снова почувствовал себя живым, смог пережить потерю моего лучшего друга, Андрея Сергеевича. Вы все знаете этого человека, эту прекрасную женщину. Я хотел бы пригласить на эту сцену…

 

Василий начинает играть на гармони и петь. Он находится в отдалении от площади и сцены.

 

В а с и л и й.

Из Америки приехал представительный купец:

Два яичка золотые и серебряный конец.

О л е г. Уважаемый, можно вас попросить?

В а с и л и й.

Сине море не наполнить – оно очень глубоко.

Всех буржуев не накормишь – у них пузо велико.

Н а т а л ь я. Пожалуйста… отключите микрофон!

В а с и л и й.

Как на острове Буяне мужики дрались х**ми.

До того они хлестались – одни яйца и остались!

 

Олег спрыгивает со сцены, мчится к Василию. Василий откладывает гармонь, микрофон и становится в стойку. Крик толпы смешивается со взрывами салютов.

Затемнение.

 

Сцена 15

 

Площадь. Машина Натальи. Наталья и Евгений укладывают какие-то вещи и аппаратуру. Ирина им помогает.

 

Н а т а л ь я. Мы сами все разложим, не переживайте.

И р и н а. Нет-нет, мне совсем не трудно.

Н а т а л ь я. Ваша новая хореография была сегодня на высоте.

И р и н а. Спасибо. Из вас вышел лучший ведущий.

 

Пауза.

 

Н а т а л ь я. Я немного разбираюсь в психологии… Если вам нужна помощь…

И р и н а. О! Это просто унизительно! (Отходит, Наталья разводит руками.)

Е в г е н и й. Ирина Владимировна, Наталья не хотела вас оскорбить. Извините, вы, Наталья, бываете жесткой и грубой намеренно, но участие получается у вас хуже всего.

Н а т а л ь я. Спасибо, Женя. Простота хуже воровства. Ирина, я правда не хотела вас задеть. Благодаря вам праздник состоялся и стал незабываемым.

И р и н а. Если бы я не узнала вас поближе, Наталья, Жене пришлось бы нас разнимать. Все в порядке, правда. Давайте не будем об этом.

Н а т а л ь я. Я все-таки выскажусь. Ваше место – в городе, где вы будете устраивать по-настоящему крутые ивенты. Ваше место – с человеком, который сможет обеспечить вас заботой и поддержкой.

То, что сделал гармошечник, просто недопустимо, неадекватно, выходит за все рамки! Так бывает от безделья или чрезмерного пьянства!

И р и н а. Вы правы. Так, вроде все заложили. Я забыла кое-что в ДК. Спасибо, Наталья. Увидимся (Бежит к ДК.)

Н а т а л ь я. Подумайте!

Е в г е н и й. Извините, я на минутку.

 

Евгений догоняет Ирину.

 

Е в г е н и й. Ирина Владимировна. Послушайте, Василий ведь не такой.

И р и н а. Я знаю, знаю, Женя. Не хочу сейчас разговаривать об этом.

Е в г е н и й. Не слушайте Наталью!

И р и н а. Женя, сколько вам?

Е в г е н и й. Двадцать четыре.

И р и н а. Позвольте мне в сорок три решать самой. Доброй ночи.

 

Ирина скрывается в ДК, Евгений возвращается                  к Наталье.

 

Н а т а л ь я. Защищал гармошечника? (Пауза.) Не кисни, в жизни просто нельзя быть добряком.

 

Сцена 16

 

Надежда, Ксения, Василий дома. Василий собирает чемодан. Стук в дверь. Входит Михаил.

 

М и х а и л. Здравствуйте. Можно Ксюшу?

В а с и л и й. Что случилось?

М и х а и л. Вася… Вася, подойди сюда (пытается дышать ровно).

К с е н и я. Что с Гошей?

М и х а и л. Аня не знает еще… Вася…

В а с и л и й. Надежда Аркадьевна, водки принесите, пожалуйста, и выведите Ксюшу.

К с е н и я. Что с ним? Михаил Михайлович!

Н а д е ж д а. Идем со мной, пойдем.

 

Надежда выводит Ксению, Василий сажает Михаила в кресло.

 

М и х а и л. Надо… идти домой.

В а с и л и й. Никуда ты не пойдешь. Что случилось?

 

Михаил молча дает бумагу Василию. Василий читает, хмурится.

 

В а с и л и й. Мужайся, друг.

 

Надежда выносит два граненых стакана и графин с водкой. Василий встает ей навстречу, качает головой. Надежда всплескивает руками и выходит. Василий наливает водку.

 

В а с и л и й. Пей.

 

Мужчины выпивают, не чокаясь и не закусывая. Василий наливает еще.

 

В а с и л и й. Правильно, что зашел к нам. Что дома Аня приготовила?

М и х а и л. Курник испекла.

В а с и л и й. Набирай сестру Ани и говори, чтобы шла к ней. Миша, слышишь меня?

М и х а и л. А… вещи? Ты из дома уходишь? Я… не могу.

В а с и л и й. Мужайся. Пей и звони.

 

Выпивают. Михаил набирает номер. Василий наливает еще.

 

М и х а и л. Алё! Нина! Нина, зайди к нам, Аня курник испекла. Да, я чуть позже буду. Иди. Спасибо. Пока… (кладет трубку, откладывает телефон, выпивает).

В а с и л и й. Твой сын – герой, Миша.

М и х а и л. Да. Домой надо.

В а с и л и й. Я пойду с тобой. Почему тебе не позвонили? Он был в Москве три дня.

М и х а и л. Если б я не левачил, указал бы свой номер. Анин не стал, болела.

В а с и л и й. Я думал, родители забирают…

М и х а и л. Сослуживцы организовали. Все его там за брата считали. Такой мой Гоша. Завтра приедет. Налей еще, Василий.

 

Василий наливает, мужчины выпивают, встают и выходят.

 

Сцена 17

 

На скамейке у дома неподвижно сидит Ирина. В руках у нее платок, она только перестала плакать. К дому подходит Василий. Ирина молча встает и обнимает его.

 

И р и н а. Она только уснула.

В а с и л и й. Завтра будет тяжелый день.

И р и н а. Такой молодой… Как же это произошло?

В а с и л и й. Он так и не пришел в сознание.

 

Пауза.

 

И р и н а. Вася, не уезжай.

В а с и л и й. Первое время надо будет с Ксюшей побыть. Я останусь в городе.

И р и н а. В смысле, вернись ко мне. Я согласна. Это он сам решил сказать… Не знаю, что на него нашло… И что на меня нашло. Прости меня.

 

Василий молча обнимает ее.

 

В а с и л и й. Сейчас не время.

 

Надежда, Ксения и Ирина поют песню «Под ракитой».

 

Под ракитою зеленой

Казак раненый лежал.

Ой да под зеленой

Казак раненый лежал.

 

Прилетела птица-ворон,

Начал каркать над кустом.

Ай да б не вился черный ворон,

Чуя лакомый кусок.

 

Ты не каркай, черный ворон,

Над моею головой.

Ой да черный ворон,

Я казак еще живой.

 

Ты слетай-ка, черный ворон,

К отцу, к матери домой,

Передай платок кровавый

Моей жинке молодой.

 

Ты скажи-ка, черный ворон,

Что женился на другой,

Что нашел себе невесту

В чистом поле за рекой.

 

Была свадьба тиха-смирна

Под ракитовым кустом.

Ой да тиха-смирна

Под ракитовым кустом.

 

Была свахой сабля востра,

Штык булатный был дружком.

Ой да сабля востра,

Штык булатный был дружком.

 

Поженила пуля быстра,

Обвенчала мать-земля.

Ой да пуля быстра,

Обвенчала мать-земля.

 

Об авторе:

23 года. Окончила Литературный институт имени А. М. Горького (семинар Владимира Малягина). Участница летних курсов Between the lines − 2017. Живет и работает в Элисте. Пьеса «Поезд памяти − 4» готовится к постановке в Национальном театре имени Б. Басангова.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях: