Вода черна от глубины…

Сергей КУЗНЕЧИХИН | Поэзия

Вода черна от глубины…

День затишья

(На той, Гражданской)

Разлегся поперек дороги

Убитый человек в исподнем.

И чей он – белый или красный, —

Теперь уже не разберешь,

Он к ослепительному солнцу

Остекленелый взгляд свой поднял,

А по краям дороги – поле,

А в поле – выжженная рожь.

Ему не знать того, что будет,

Не передать того, что было,

Лежит – земля к спине прижата,

И солнце светит супротив,

А рядом, путаясь в поводьях,

Ржет сумасшедшая кобыла,

Дробит копытами о камни,

Выводит яблочко-мотив.

И, пританцовывая, машет

Хвоста облезлою метлою,

Привыкнув к выстрелам и ритмам

Лихой частушечной бурды,

Она жеманно выгибает

Хребет, сравнимый лишь с пилою,

И щиплет рваными губами

Густую кочку бороды.

Мы

Напичканные чистенькими догмами,

На фоне бутафорской красоты

Мы слишком долго притворялись добрыми.

И, озверев от мнимой доброты,

Рванулись мы всеяднейшими крысами,

Хватая в спешке все, что на пути.

Зато какими были бескорыстными

Еще вчера…

О Господи, прости.

***

Как море в отлив, убывает

Бравурный аккомпанемент.

Долги и гондоны всплывают

Не в самый удобный момент.

Когда ты, казалось, отмылся

Росою

И сам как святой.

Но всплыли.

И дальше нет смысла

«Россию спасать красотой».

Дом с краю

Косо в землю вросшая избушка,

Словно почерневший истукан.

На столе порожняя чекушка

И стакан.

Пара мух ощупывает крошки –

Видно, чем-то запах нехорош.

Ни тарелки на столе, ни ложки,

Только нож.

Пиковый валет

Мечта устала догонять,

Ну а надежда ждать устала,

И память стала изменять,

Гуляет, падла, с кем попало.

То не дозваться, то придет,

Когда ты чем-то важным занят,

И с ней какой-то идиот

С подслеповатыми глазами.

Рассядется и будет мне

Плести дремучую дурнину,

Как будто мы в Дарасуне

Делили лаборантку Нину.

Что Дарасун – дыра без дна

И гастроном без бакалеи.

Его? Не знаю! А она

Была, мне кажется, в Балее.

Брюнетка. Черное белье.

Уединиться было сложно.

И вроде не делил ее

Ни с кем, а впрочем, все возможно.

Лиса, но вовсе не змея.

Бывали и больней измены.

Не только женщины – друзья,

Родные люди, даже стены.

 

Смешно подумать – столько лет

Прошло, как в прорву улетело.

Но этот пиковый валет –

Облезлый, мятый…

А задело.

Омут

Вода черна от глубины

И от безветрия прозрачна.

Под берег жмутся табуны

Мальков – наверное, внебрачных, –

Пугливы слишком. А ветла

К воде протягивает ветку,

Туда, где словно пиала,

Поставленная на салфетку,

Белеет лилия. Над ней

Висит стрекозье опахало…

И вдруг как будто бы видней

И вместе с тем тревожней стало.

Луч солнца, высветивший дно,

Как бы играя злую шутку,

Напомнил, до чего темно,

И холодно на дне, и жутко.

Зимняя танцплощадка

Сквозь тишину в минус сто децибел,

Кажется, слышится марш похоронный,

Снег на площадке болезненно бел,

И на перилах четыре вороны

Молча чернеют погоде не в масть,

Каждая – как отключенный динамик.

Нежно поземка танцует, кружась,

Манит шалава, потом продинамит.

Здесь познакомился, втрескался здесь,

Не обращая вниманья на слухи.

Била фонтаном гремучая смесь

Юности, музыки и бормотухи.

Драться пришлось, а соперник жесток,

Сразу же складень достал из кармана.

Первая женщина, первый восторг,

Первой измены коварная рана –

Думал, смертельная, но заросло,

Может, уже на четвертые сутки.

Кстати, у входа красотка с веслом

Долго стояла и плоские шутки

Наши терпела. Упорно ждала.

Снег на площадке слежался и слипся.

Юность ушла и следы замела.

Где ты, красотка из хрупкого гипса?

Что-то вороны притихли? Мороз.

Крутит поземка подобие вальса.

Холодно. Выпить бы. Да не принес.

Не догадался.

Провинциальный театр

Ну, времена! Наскучил эшафот.

Кого? За что? За кражу и за ересь –

Любого можно. И бесплатный вход

Не привлекает зрителя – заелись.

Устав бояться, начали скучать,

И поиск смысла стал потерей смысла.

Уже пресна свободная печать,

Свобода нравов на свету прокисла.

Как оживить? Построили помост

На площади. И власти не ругали:

Поп освятил, мэр города помог

Людьми, материалом и деньгами.

Добротный получился эшафот.

Гремели речи, развевались флаги,

И шел на представление народ,

Но охладел, и кончились аншлаги.

Казалось бы, с ума сойти должна

Толпа, вживую созерцая трупы.

Ну что еще? Какого им рожна?

Психует режиссер. Мрачнеет труппа.

Какое там заелись – зажрались

И тупо отворачивают морды.

Герой-палач – последний моралист,

Конечно, пьет, но в дело верит твердо.

Стена

Вот уже и нет азарта

Биться в стену головой,

Отложу-ка я на завтра

Этот подвиг трудовой.

Все равно не буду понят,

Благо что не в первый раз,

Хорошо, что Зойка гонит,

Невзирая на указ,

Превосходную микстуру.

Запах – Боже упаси,

А ее аппаратуру

Хоть на выставку неси.

Капля риска, капля страха,

Остальное – чистоган.

А с меня… талон на сахар

К государственным деньгам.

По края наполню флягу

В ноль десятую ведра

И засяду – и не лягу

Аж до самого утра.

Помечтаю и повою

Без вмешательства извне

И с чугунной головою

Вновь приду к своей стене.

Не изжита наша свара,

Распроклятая стена,

Ну-ка, вздрогни от удара

Удалого чугуна!

Ни березка, ни рябина –

Медицинское такси…

Вот такая, брат, судьбина

У поэта на Руси.

Герой

Всегда на подвиги настроены,

Идут, проламывая стены,

Вожди, первопроходцы, воины,

Изобретатели, спортсмены,

Творцы и прочие кудесники,

Но даже в этом славном строе

Герой ненормативной лексики

Достоин звания героя –

Лихого и совсем не гордого,

Который лишних слов не любит.

И пусть ни улицы, ни города

Пока что не назвали люди

Его коротким звучным именем –

Не в этом главная награда.

Но между тем при штурме Зимнего

И обороне Сталинграда

Был на устах у победителей

Он чаще, чем товарищ Сталин.

Потом союзники увидели

Три гулких буквы на рейхстаге –

Застыли в изумленном выкрике,

Узрев следы последней драки.

Но что за иксы? Что за игреки?

Что за магические знаки?

Война – сплошное поле минное,

Там все по самым нервным меркам,

Но и во время тихомирное

Героя слава не померкла.

В любых запутанных историях

Он откровенен беспощадно –

И в чистеньких лабораториях,

И на строительных площадках.

Училка – про тычинки, пестики –

Смущенная до красных пятен,

Но без ненормативной лексики

Предмет детишкам непонятен.

Его плоды в листву капустную

Ханжи предпочитают прятать,

Но славу истинную – устную –

Официозу не состряпать.

Пытались и мытьем, и катаньем,

Прививки всяческие вили

И на мозги обильно капали,

На психику вовсю давили…

Но от Японии до Мексики,

В Париже свой и на Бродвее,

Герой ненормативной лексики

Живет и всех живых живее.

Окраина

Окраина. Козий горох. Подорожники.

А все-таки город (над почтою – шпиль),

Но вот нападение шустрого дождика,

И в грязь превратилась пушистая пыль.

По ставням веселою дробью ударило,

И дождик затих, а затем на реке

Пристал катерок и отправился далее,

К домам подошел человек налегке.

Вдоль черного ряда штакетника мокрого,

Мостками промытыми до белизны,

Он медленно шел, наблюдая за окнами,

Сутулясь от свежести и тишины.

Вдруг пес шелудивый, а может, некормленый,

Лениво затявкал на стук каблуков,

И в лужу с поспешностью слишком покорною

Спустился он с чистых, но гулких мостков.

Потом замолчало животное глупое,

Утешась нехитрою властью своей,

А грязь под ногами вздыхала и хлюпала,

И редкие капли слетали с ветвей.

У дома с тремя молодыми березками

Он встал и, прокашлявшись, вытер усы,

Потом закурил и, светя папироскою,

Приподнял рукав и взглянул на часы.

И, вымыв ботинки с носками облезлыми,

Чтоб в дверь не стучать, он вошел со двора…

Потом два сердечка, что в ставнях прорезаны,

Зажглись и не гасли уже до утра.

Об авторе:

Сергей Кузнечихин родился в 1946 году в поселке Космынино под Костромой. После окончания химфака Калининского политехнического института уехал  в Свирск Иркутской области, потом перебрался                                                                                                             в Красноярск. За двадцать лет работы инженером-­наладчиком изъездил Сибирь от Урала до Дальнего Востока, от Тувы до Чукотки.

Первое стихотворение напечатал еще школьником. Как прозаик дебютировал в 1981 году в альманахе «Енисей». Печатался в журналах «Предлог», «Коростель», «Арион», «Дальний Восток», «Литературная учеба», «Сибирские огни», «День и ночь», «Огни Кузбасса», «Юность», в альманахе «День поэзии – 1986», в коллективных сборниках.

Был составителем в книжной серии «Поэты свинцового века». Составил антологию интимной лирики «Свойства страсти». Автор нескольких книг стихов и прозы. Живет в Красноярске.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях: