Монтировщик стихов.

Николай ПАЛУБНЕВ | Статья

 

Монтировщик стихов.

О поэзии Бориса Головина

 

Остановить взгляд на камчатском поэте, которого поглотила пучина 1990‑х годов, меня заставили определенный долг и личное знакомство. Выяснение величины его таланта еще предстоит будущим исследователям, но основные вехи творчества Бориса Головина способны натолкнуть читателей на аналитические выводы о постижении поэзии и месте авторов прошлого в осмыслении природы сочинительства.

Борис Александрович Головин окончил Ставропольский педагогический институт, на Камчатке работал тренером по футболу и хоккею с шайбой, также на рабочих специальностях, был известен как участник литобъединения «Земля над океаном» и автор книжки стихов «Рябиновые гроздья», выпущенной на кассете в 1986 году Камчатским отделением «Дальиздата». Жизнь поэта ценна опытом, пройденными испытаниями, и, возможно, ее уроки пригодятся всем настоящим авторам в сотворении личного пути и бережном отношении к своему таланту.

Дебютировав в 1981 году в сборнике «Камчатка», Борис Головин быстро влился в литературную жизнь Камчатки. Отзывы и отклики, популярность у читателей, оригинальный слог и поэтические навыки, эрудиция, культурная основа стали подспорьем для продолжения творческих исканий. Темы выбирал самые разнообразные: о Камчатке, море, спорте, детстве, вой­не, природе, любви к женщине, много было посвящений. Душа стремилась объять больше пространства, идей, посвятить талант родному краю, щедро, без остатка воспитывать молодежь, восхвалять трудовые подвиги земляков. Поэ­тическое завещание автора обширно, но особняком стоит стихо­творение 1990 года «Есенинский шушун». Эмоционально разобран по частям мятежный дух прославленного поэта Руси. Погружение в тему, искренние переживания, душевный отклик на драму и понимание трудной судьбы классика по-новому отражают и собственную жизнь Головина. Стихи соответствуют требованиям чистоты стиля, образности, творческим порывам и вхождению на грань вдохновения.

 

К­огда-то сын, известнейший поэт,

В чаду кабацком, помнящий напевы

Далекой матери, сводил на нет

За зельем свои взвинченные нервы.

Он помнил дом свой и вишневый сад,

Тоска его изматывала долго –

И он письмо старушке написал

С мятежною распахнутостью долга.

 

Стихия жизни нашла пристанище в думах, обуздав неспокойные буйные страсти, нежную русскую душу и жестокость внешнего мира.

 

Храни, храни, шушун, его тепло,

Храни письмо о сердце материнском!

Поэту в жизни часто не везло

За то, что к Лире был предельно взыскан,

За то, что так влюблен был в отчий край,

За то, что так метался одиноко,

За то, что не нашел земной свой рай,

За то, что в нашу жизнь вошел без срока.

По-иному складывались отношения в поэзии Бориса Головина с камчатской тематикой. Любовь к суровому нраву природы, олицетворение символов и предметов, тонкое чувствование переменчивых настроений слились в единство в стихотворении «Корабли». Жизненность выбора каждого слова, точность рифм, приземленность выражения эмоций наполняют высказывание волшебным смыслом неизменной красоты и простой ясности.

 

Чтоб работящими штормами

Проверить стойкие бока

И повернуть усталых к маме,

Ласкающей их берега.

Они вернутся, курс не спутав,

Переборов отцову спесь,

И снова их проводит бухта

В который раз, в который рейс.

И снова рейс их дух иссушит,

Преградами снабдив сполна,

У кораблей мятежны души

И жизнь, как у людей, одна.

 

Незримо поэт все свое творчество посвятил любви. Но в отдельных стихотворениях особенно отчетливо слышны боль, выстраданность желанного чувства, как гимн великой зависимости от отношений людей, находящих отдушину в вечной борьбе мужского и женского начал.

Опыт любовный на бумаге претворился в манифест правды, важно здесь честно принять себя как источник ярких чувств, положенных на алтарь знаний, сугубой честности и истинности намерений.

 

Любовь – сплетенье, и венец,

И отторженье, и влеченье.

Она связует, наконец,

Двух душ великое свеченье.

И только тот, кто видит новь

В грядущем, постигая радость,

Возьмет ее, святую, вновь

И ею осенит усталость –

Усталость лет, но нет, не чувств:

Ведь двум сердцам нельзя жить розно!

Прикосновенье тихих уст

Для любящих всегда не поздно.

 

Все слова подчинены игре, веселости духа, проникновению друг в друга, святости непреложного чувства и дружеского взаимопонимания.

 

Ошарашь-ка невзначай

Варежкой со снегом,

Мои кудри раскачай

Голосистым смехом,

Замани в сугроб большой,

Шапку к носу сдвинув, –

С жаркою твоей душой

Я ль в снегу остыну?

Чертыхаясь, отниму

Шарф, скрывавший губы,

И, притихший, все пойму.

– Поцелуй же, глупый…

 

Принять себя в несовершенстве, сложную, приносящую тревоги любовь, горячо любимую девушку, в отречении помех, комплексов, ссор и огорчений – значит очистить дорогу в будущее, допустить слияние беспокойных сердец, заслуженное личное счастье.

 

Мне не нужно восторгов начальных.

Я хочу, чтоб, сомненья гоня,

Твои руки на шумном причале

Обнимали неслышно меня.

 

Вижу: бриз над весенней Авачей

Освежает излучинки глаз.

Я тебя не представлю иначе –

Слишком много штормящего в нас.

 

Я запомнил Бориса Головина ярким, безудержным, веселым человеком, уверенно шагающим по жизненному пути, неизменно в черном развевающемся пальто, словно и не было трудных испытаний, тревог и душевных беспокойств талантливого поэта. Выражаясь, что только «монтировал стихи», он понимал, что стихами входит в жизнь каждого читателя, берет ответственность за его мысли, эмоции, чувства, бережет от потрясений жизни, бед и несчастий, любит самозабвенно, раз и навсегда, согревает всех нас своей большой творческой душой.

 

Об авторе:

Николай Палубнев родился в 1974 году в Петропавловске-Камчатском. Учился в Камчатском пединституте, лауреат премии еженедельника «Литературная Россия» 2014 года, со статьями и рецензиями выступал в журналах «Бельские просторы», «Традиции & Авангард», газетах «Литературная Россия», «Литературная газета».

Живет в Петропавловске-Камчатском.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях: