Полуюбилей

Роман СЕНЧИН | Вступительное слово

 

Представляя в «Фейсбуке» прошлый номер журнала, я написал: «Динозавры и мамонты вымерли. Странствующих голубей истребили. Звезды падают и сгорают. А «Традиции&Авангард» продолжает фунциклировать».
Интонация шутливая, хотя в ней есть доля серьезности. На фоне кризиса литературных изданий наш журнал набирает обороты. Выходит не так часто, как хотелось бы, но, с другой стороны, при всеобщей торопливости, вала информации, в которой легко захлебнуться, новых и новых продуктов, в том числе и литературы, нужны размеренность и основательность. Кажется, мы их выдерживаем.
Перед вами пятый номер. Он несколько отличается от предыдущих. В нем больше критики и публицистики. Это хорошо. С литературно-критической мыслью у нас нынче дела обстоят неважно. Многие критики ушли в иные сферы – стали кто прозаиком, кто литературоведом, историком. Освещают и анализируют современную русскую словесность единицы. Мы стараемся найти и притянуть их в наш журнал.
В этом номере нам удалось, кажется, в полной мере соединить на одном поле авангард и традицию. Очень часто раздаются голоса, сетующие на то, что в литературе нет новизны, уходят эксперимент, смелость, свежесть, что пишут в основном по готовым лекалам. Поиск необычных авторов или необычных произведений авторов с устоявшейся репутацией – одна из главных наших задач. Посильно мы ее выполняем.
В этом номере статья Сергея Бирюкова, одного из немногих не только практиков, но и теоретиков русского литературного авангарда.
В этом номере заканчивается публикация романа Полины Жеребцовой «45-я параллель», произведения, написанного без стилистических вычуров, простого по форме, но с очень тяжелым сюжетом, трагическими судьбами героев. Порой отказываешься верить в некоторые детали, и в то же время предельная достоверность описанного убеждает: так было, всё это правда.
«45-ю параллель», знаем, не решилось выпустить в России ни одно издательство. Но публикация тем не менее состоялась. В нашем журнале.
В этом номере фрагмент романа Алексея А. Шепелёва «Снюсть, Анютинка и алкосвятые», который тоже не может найти своего издателя. Надеемся, публикация отрывка поможет выходу книги.
В этом номере один из очерков Василины Орловой о людях Братского водохранилища. Тех, кто несколько десятилетий назад лишился своей родной земли, в прямом смысле ушедшей под воду. Об их жизни Василина Орлова, чьи корни как раз оттуда, пишет все последние годы.
В этом номере немало произведений известных литераторов. Но выделить хочется Машу Бекетову с рассказом «Без меня». Это, по сути, ее дебют. Бекетова живет в Германии, родом из Харькова. Подробности ее биографии мы не знаем, но, видимо, рассказ автобиографичен: родители решают уехать в Европу и, конечно, забирают с собой ребенка-подростка. А он – не вещь или домашнее животное – сопротивляется, интуитивно чувствуя, что выдернутые из родной почвы корни нигде больше не приживутся.
В последние годы появилось немало произведений с такой нотой. Их пишут нынешние двадцати-, тридцатилетние «люди мира», скитальцы по странам и материкам. И везде им неуютно, везде тоскуют. Это тоска по той родине, которой они лишились по воле родителей в детстве. Вспоминаются рассказы Керен Климовски, повести и романы Ольги Брейнингер. Теперь об этом пишет на русском языке гражданка Германии Маша Бекетова…
Пять номеров. Мы отмечаем полуюбилей. Надеемся, впереди у нас даты более существенные. Но необходима ваша поддержка. Читайте, отзывайтесь. Без читателей мы ничто.

Рассказать о прочитанном в социальных сетях: