НОВОСТИ РЕГИОНОВ
Ю.А.Погорельцева
Санкт-Петербург
руководитель спецпроектов МОО ИСП
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
СРЕДИ ДЕТЕЙ – СИРОТ
Проблема становления этнической идентичности является чрезвычайно актуальной, особенно в современных условиях, демонстрирующих возрастающее напряжение внутри национальных объединений. Понятие «идентичность» (лат. — identifico — «отождествляю») характеризует процессы взросления, механизмы Я – концепции и Я – реализации, т.е. запускает в действие процесс формирования личностного «Я» — самоопределения индивида, выступает условием вхождения в социально-культурное пространство. от эффективности решения вопросов этнической идентичности, формирования Я – концепции зависит эффективность формирования и развития ведущих качеств подрастающего поколения, направленности нравственных и духовных качеств, минимизация возможных конфликтов и угроз, возникающих на этнической, религиозной почве, что особенно важно в ситуации внешнеполитической нестабильности. Нужны надежные люди, способные быть достойными гражданами своей страны, обеспечить государству защиту, экономическую и политическую стабильность.
Этническая идентичность – психологическая категория, которая относится к осознанию человеком своей принадлежности к определенной этнической общности. Процесс самоидентификации является базовым условием нахождения в социально — культурном пространство. Этническая идентичность позволяет индивиду осознать свою принадлежность к определенной этнической общности в соответствии с этнической принадлежностью его родителей, местом его рождения, в соответствии с национальным языком, культурой и вероисповеданием.
Рис.1.Факторы, определяющие этническую идентичность
Степень интеграции личности в процесс этнической идентификации зависит от принятия индивидом культурной традиции, разделения норм, ценностей и стереотипов поведения, этических предписаний, вопросов веры, мировоззренческих установок, присущих данному обществу. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя её членом) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка её качеств).
Процесс формирования этнической идентичности особенно активно протекает в школьные годы. От того насколько эффективно организованы процессы самоопределения подростка, формирования Я — концепции и прохождения процессов его этнической идентичности, зависит направление развития его личности, мотивы и установки, эффективный выбор жизненного пути, будущие продукты жизнедеятельности (результаты). Утрата этнической идентичности — шаг к рождению серьезной проблемы — ощущению обезличенности – «Я – никто, безлик и безымянен». Это одна из наиболее трудных и серьезных проблем воспитанников детских домов, которые находятся в специализированных детских учреждениях с раннего детского дошкольного возраста. У таких детей, которые, с годами, входят в подростковый возраст наблюдается размытое понятие Я – идентичности, у них нет четкого представления о себе, своей принадлежности к этносу, низкая интенсивность формирования мотивов и установок, наблюдается искаженное представление о ролевых внутрисемейных функциях и статусах внутри социальной группы, искаженные представления о лидерских позициях, (возможно отождествление с понятием лидер наиболее властного, грубого и сильного ребенка, «вожака стаи» или агрессора).
Среди факторов, вызванных лишением ребенка материнской заботы выступают следующие: утрата базового доверия к миру (приспособленчество, неверие в собственные силы, нежелание брать на себя ответственность, принятие и разделение противоправной деятельности, склонность к криминалу); искажение границ психологического пространства личности (возможности установить границ между людьми, право на предметы, ценности, ценностные ориентиры); размытые временные перспективы.
Дети — сироты это дети, которые в некотором роде лишены прошлого — воспитанники детского дома, имеющие в личной истории психологическую травму, не могут воспроизвести в памяти, как они росли, взрослели, как менялся их внутренний мир. Срабатываем механизм психологической защиты, подмены и замещения.
Дети — сироты отличаются от детей, воспитывающихся в детских домах серьезными показателями, среди которых: замкнутость и ограниченность пространства жизни; однообразные социальные контакты; недостаточное знакомство с традиционной детской культурой, задающей образцы самоопределения (детской субкультуры). Таким образом, вопрос формирования Я – концепции и этнической идентичности один из самых важных
вопросов воспитания в России и от эффективности его решения зависит эффективность образовательного процесса в стране.
Свердловская область занимает 4-е место по России по количеству детей, оставшихся в силу разных жизненных обстоятельств без родителей. Поиск путей поддержки этой группы населения одна из трудноразрешимых задач, особенно на фоне общероссийского снижения культурного и образовательного уровня.
Свердловская область это многонациональный регион России: здесь проживают больше 160 народов, среди них — русские и татары, башкиры и марийцы, азербайджанцы и немцы, белорусы и армяне, чуваши и киргизы, мордва, удмурты, евреи и множество других. Самые малочисленные народы региона — даргинцы (254 человека) и манси (251 человек).
Рис.2.Наибольший удельный вес в национальном составе
Уровень образования населения области (в возрасте 15 лет и более):
- неграмотные — 0,4 %
- не имеющие начального общего образования — 0,8 %
- начальное общее — 7,6 %
- основное общее — 14,8 %
- среднее (полное) — 17,1 %
- начальное профессиональное — 15,9 %
- среднее профессиональное — 27,3 %
- неполное высшее — 2,4 %
- высшее — 13,1 %
- послевузовское — 0,2 %
Соответственно, имеют высшее образование не более 13% жителей региона. Требуются активные меры повышения образовательного уровня, усиление любви к книге и обретению знаний.
В Свердловской области 15,6 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Власти региона ведут активную работу в рамках проекта «Демография», в результате которой 91% детей – сирот воспитывается в приемных семьях. Это очень позитивная динамика, однако, проблема формирования Я — концепции и этнической идентичности среди детей, остающихся на воспитание в детских домах, всё также не решена. И эта проблема должна стать проблемой государственного уровня и государственной значимости. Утрата этнической идентичности среди детей, оставшихся без попечения родителей – это проблем воспитанников детских домов всей России и властям регионов нужно направить самое пристальное внимание именно на эту целевую группу и разработать комплекс педагогических воспитательных мер, направленных на решение этих вопросов, обеспечить дополнительное образование по краеведению и национальной истории, разработать действенный механизм оценки эффективности этих процессов. Для этого необходимо обеспечить дополнительное образование по литературе и краеведению, культурологии и этнографии; проводить фестивали и конкурсы, на которых дети, находящиеся в силу жизненных обстоятельств без попечения и поддержки родителей, могут обрести знания о своей малой Родине, её красоте и культурном своеобразии. Детей нужно научить любить жизнь, ценить себя, обеспечить условия для реализации талантов и способностей, привить любовь к книге и помочь определить свой дальнейший путь. Это задача не только властей региона, это единая задача каждого из нас, тех, кто думает о будущем нашей страны и обеспечении счастливого детства, когда у ребенка возникает…маленькое счастье и вера в себя.
Проект «Я ГОРЖУСЬ» МОО ИСП
Образование детей – сирот в области
краеведения, литературы и журналистики