Три в одном Как проходил Большой онлайн-фестиваль

На днях завершился Большой онлайн-фестиваль, организованный Интернациональным Союзом писателей. Его представители подвели итоги года и наградили лауреатов. Мастер-классам, общению со спикерами, увлекательным лекциям – ничему не помешал даже онлайн-формат мероприятия в этом году.

Три дня работы

Большой онлайн-фестиваль обещал быть необычным в этом году уже потому, что объединил сразу три мероприятия: ХХXVI Международный литературный фестиваль фантастики «Аэлита», II Международный литературный фестиваль им. А. С. Пушкина и II Всероссийскую литературную премию «Новый Сказ» памяти П. П. Бажова. То, что мероприятие проходило онлайн, только ещё более разожгло интерес участников из разных уголков страны.

Одна вещь не изменилась, – отметил президент Интернационального Союза писателей Майкл Суэнвик, – фестиваль «Аэлита» остался местом, где люди любят фантастику и готовы обсуждать её часами.

Со вступительным словом также обратился к участникам фестиваля председатель Международного правления Интернационального Союза писателей Александр Гриценко, поздравив их с открытием и выразив надежду, что все три дня они проведут с большой пользой. Мероприятие действительно оказалось продуктивным как для экспертов в прозе и поэзии, так и для участников. Всех ожидала насыщенная программа мастер-классов и лекций. Молодые и даже опытные писатели насытились большим объёмом информации, получили бесценный опыт, который, очевидно, поможет им в творчестве. Онлайн-мероприятие оставило глубокий след в душах участников, показав, как развиваются современная фантастика и поэзия молодых авторов.

Идея провести фестиваль прямо перед Новым годом полностью оправдывает себя. Представители Интернационального Союза писателей не только подвели итоги 2020 года, ставшего непростым для всей страны, но и сделали самый настоящий праздничный подарок всем участникам мероприятия.

Дед Мороз уже пришёл в наш творческий дом, – довольно символически проводя параллель, отметила первый заместитель Александра Гриценко Галина Березина. – Хотела бы пожелать воспринимать критику как подарок и обрести все необходимые навыки для того, чтобы продолжать своё движение вверх в литературе.

Учёба сквозь экран

Для лекций Большого онлайн-фестиваля представители Интернационального Союза писателей подобрали интересных и выдающихся спикеров, знающих толк в своём деле. Мероприятие практически открыла лекция Бориса Долинго на тему «Типичные ошибки авторов. Основы редактирования текста», рассказывающая, как правильно преподносить свой текст, редактировать его и корректировать – работа, которая требуется практически каждому только что написанному произведению.

Важно, как именно структурирован текст на первых пяти страницах, – заметил Борис Анатольевич. И тут же, отвечая на свой вопрос, рассказал, как не дать возможности редактору бросить вашу рукопись после этих самых пяти страниц, и порекомендовал несколько книг.

Не менее интересной оказалась лекция Евгения Касимова о рассказах. Писать их – в принципе дело куда более сложное, чем работать над романом.

Если роман может выдержать разностильность, то в миниатюрах и рассказах она абсолютно недопустима, – заключил писатель. Но не на одних только лекциях базировался фестиваль.

Наиболее приятым для каждого участника стало обсуждение его собственных текстов. Первый такой поэтический мастер-класс провела член Интернационального Союза писателей Полина Корицкая. Она зачитывала произведения, отправленные на фестиваль участниками, рассказывала об ошибках, помогала выявить неточности в рифме и ритме. Достойных стихов было множество, а к советам поэтессы молодые авторы прислушивались с особенным вниманием и рвением.

Тему продолжил в своём мастер-классе почётный член Интернационального Союза писателей Михаил Башаков. По его мнению, «стихосложение – это изящная словесность, в ней есть красота. И это очень важная вещь. В поэзии не может быть формулы, потому что она всегда меняется. И как только ты её улавливаешь, она тут же становится иной».

Михаил пытался донести до начинающих авторов, что в стихах важно объясняться не столько логикой, сколько чувствами. Конечно, на первых порах у многих могли быть ошибки в сочинительстве – но ведь на то и даны фестивали, подобные этому, чтобы не переставая учиться, впитывать в себя новые знания от людей с большим количеством опыта и понимать, видеть и исправлять свои же ошибки.

Ни дня без строчки

Основное, что пытался донести до участников каждый спикер мероприятия, – что следует много и усердно работать, а перед препятствиями не останавливаться и воспринимать критику как должное. Заключительной лекцией первого дня стала небольшая беседа с Александром Гриценко, на которой он рассказал о постоянно разбивающихся надеждах молодых авторов.

На самом деле большая ошибка – ждать, что издательства будут приносить много прибыли, – пояснил Александр Николаевич. – Сейчас мало кто из писателей живёт на гонорары.

«Так чего же нам тогда ожидать?» – могли задаться вопросом участники. Всё довольно просто – работать и раскручивать себя как автора на различных мероприятиях. Именно для этой цели и была создана площадка Большого онлайн-фестиваля.

А ещё важно прислушиваться к словам, которые авторы сами пишут, – такое наставление получили участники фестиваля от соавтора романа «Дневной дозор» Владимира Васильева. Писатель начал лекцию необычно, начав рассказывать про мореплавание, но посреди множества понятий и исторических фактов стало наконец ясно – это своеобразная метафора того, что молодые авторы используют в произведениях морские термины, сами при том не всегда их понимая. Заключительные слова автора можно было бы использовать как девиз каждому, кто только начинает пробовать себя в фантастике: «Когда планируете описывать путешествие, чётко представляйте себе, сколько оно займёт времени. На фэнтезийной карте своих миров пытайтесь понять, какие там ветры и течения и старайтесь учитывать это при написании. В целом же готовьтесь, пишите – и будет вам хороший текст».

Не хотелось расставаться

Дни онлайн-фестиваля пролетели быстро, но очень плодотворно. Участники выходили после мастер-классов совсем другими людьми, с гордостью осознавая, что их труды были проверены и оценены экспертами. Вся команда сплотилась, и, несмотря на то, что все не присутствовали в одном месте и даже не видели друг друга вживую, атмосфера фестиваля была тёплой и дружеской, каждому интересно было творчество другого и наставническое крыло специалистов своего дела.

В последний день Александр Гриценко рассказал на одноимённой конференции о фантастике «РосКона». Презентация сборника планировалась в Крыму, в очном формате, однако из-за ограничений проводили её полностью дистанционно.

– Мы расширяем возможности и приняли решение создать клуб «РосКона», в который войдут старейшие деятели фэндома, – добавил Александр Николаевич. – Они получат отдельную ID-карту, по которой смогут принимать участие в фестивале. Причём сейчас этот проект уже готовится.

Лучшие из лучших

А вечером подвели итоги всех трёх конкурсов.

Большой онлайн-проект Интернационального Союза писателей состоялся, – торжественно начал Александр Гриценко. – В рамках него проходили такие крупные и известные как в России, так и за рубежом мероприятия, как Международный фестиваль фантастики «Аэлита», Международный литературный фестиваль имени А. С. Пушкина и Всероссийский конкурс имени П. П. Бажова. Все мероприятия и так являлись большим литературным событием в жизни России и мира, а теперь объединились в общем проекте.

Работа над созданием такого онлайн-фестиваля была непростой, но Интернациональный Союз писателей с ней полностью справился. Весь год на все три конкурса приходили заявки. Выбор был сложным, но с победителями в конце концов определились.

По итогам Второго всероссийского литературного конкурса «Новый Сказ» им. П. П. Бажова – 2020 в номинации «Проза» лауреатом первой степени стала Наталья Макеева, а Гран-при и Супер-гран-при получили Владислав Русанов и Евгений Глаголев соответственно. В номинации «Поэзия» главный приз получила София Алтер, а Гран-при – Михаил Башаков. В номинации «Фантастика» Гран-при присудили Нику Одинцову, а лауреатом первой степени признали Дмитрия Емеца.

Первый заместитель председателя Международного правления Интернационального Союза писателей Галина Березина отметила, что «писатель прежде всего должен трудиться».

Мы подобрали очень ёмкие, насыщенные мастер-классы, – добавила она, – наши лекторы поделились своим опытом. Однако именно ваше усердие даёт свои плоды.

После объявляли лауреатов второго конкурса, Второго Международного фестиваля имени Пушкина. Конкурс делился на две номинации: «Проза» и «Поэзия». В первом Супер-гран-при досталось Нику Одинцову, Гран-при – Максиму Замшеву, Вице-гран-при – Глебу Боброву, а звания лауреата первой степени удостоилась Ольга Черниенко.

В номинации «Поэзия» Гран-при получили Константин Кедров, Вице-гран-при – Алексей Хазанский, а победителем стал Павел Губин.

Однако и на том онлайн-фестиваль не подошёл к концу, ведь следовало подвести итоги третьего мероприятия – ХХXVII Международного литературного фестиваля фантастики «Аэлита-2020», которые объявлял Борис Долинго.

Каждая премия фестиваля «Аэлита» – это большая благодарность автору за какие-либо заслуги. Премию фестиваля получил Майкл Суэнвик; премию имени В. И. Бугрова – Сергей Волков; «Аэлита-Старт» – Леон Смит; «Гиперболоид» – Саша Кругосветов; а орден «Рыцарь фантастики» – Николай Калиниченко.

Много слов благодарности выразили организаторам участники. Много слов с пожеланиями удачи получили они в ответ. Вечер был счастливым и для победителей, удостоенных различных степеней в номинациях, и для умудрённых за все три дня молодых авторов. И пускай никто не пожал никому руки в тот день, не смог выразить своих чувств вживую, каждый понимал – что все трудности временны, а жизнь продолжается.

Виктория Фёрт

Поделиться новостью в социальных сетях:

Подписка на новости журнала «Традиция & Авангард»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: