Александр Гриценко об оздоровлении литературного процесса и новых возможностях для современных писателей!

АДАПТИРОВАТЬСЯ К ПЕРЕМЕНАМ,

БЫТЬ ГОТОВЫМИ К НОВЫМ ВЫЗОВАМ!

Председатель правления ИСП Александр Гриценко об оздоровлении литературного процесса и новых возможностях для современных писателей

Прошедший год для многих российских организаций оказался настоящим вызовом: пришлось резко переформатировать организацию рабочего процесса, срочно находить новые источники финансирования, а переход на «удаленку» стал причиной закрытия ряда проектов, организаторы которых не смогли адаптироваться к новым обстоятельствам. Интернациональный Союз писателей, к счастью для всех любителей современной литературы, не в их числе.

Председатель правления ИСП Александр Гриценко с гордостью рассказывает об итогах уходящего 2020-го и с оптимизмом смотрит на приближающийся 2021-й. Почему – узнаем из первых уст.

Чему научил этот год? Как изменилась работа Союза в связи с эпидемиологической ситуацией в стране?

В начале этого года, когда масштаб происходящего только стал должным образом оцениваться и предпринимались первые радикальные попытки удержать ситуацию под контролем, я был в командировке в Екатеринбурге, где мне и пришлось задержаться. Признаюсь честно: первое время мы, как и все творческие организации, приуныли и одновременно растерялись, но это продолжалось недолго. У нашего Союза очень хорошая и современная команда, которая легко адаптируется к переменам и способна оперативно менять стратегию в соответствии с новыми требованиями и тенденциями. Причем я говорю не только о молодежи, но и о тех прогрессивных сотрудниках, которые работают с нами давно. Мы всегда вместе познаем что-то новое и учимся открывать в каждой ситуации новые возможности. Так произошло и в этот раз. Мы сделали правильные выводы и извлекли пользу из сложившейся ситуации без каких-либо затруднений вышли на онлайн-платформы и показали хорошее качество работы в новом формате. Таким образом, в 2020 году мы не только не потеряли наши проекты, но и вывели их на качественно новый уровень. К примеру, для работы на Литературных курсах им. Чехова, и прежде очень востребованных и полезных для авторов, теперь я могу привлечь специалистов из разных стран мира, не переживая о том, как приобрести лекторам билеты и организовать их приезд. То же самое касается обучающихся, которые сейчас могут получать эксклюзивную информацию от спикеров из Англии, Америки и других стран в своем доме, в любой точке земного шара. Другой пример – у наших прошедших на онлайн-платформе фестивалей была богатейшая география: Великобритания, Германия, Польша, Франция, Швеция… Полагаю, что иным способом собрать все это воедино было бы практически невозможно, а в этом году сложилось, и очень удачно.

Но нельзя отрицать, что литературный мир в 2020-м пережил серьезную встряску, что негативно отразилось как на писательском сообществе в целом, так и отдельно на многих авторах, не так ли?

В этом есть свои существенные плюсы для литературного бизнеса: в ряду профессионалов происходит серьезная чистка, а это и улучшает качество произведений тех, кто в итоге остается в профессии, и освобождает место для свежих идей и новых имен для начинающих писателей. Так происходит оздоровление литературного процесса не только в нашей стране, но и в мире. В США, к примеру, книжный рынок набирает обороты, и какая страна в мире у нас сегодня самая читающая – еще большой вопрос, ведь американцы на карантине и на самоизоляции массово принялись заказывать книги, которые давно планировали прочитать, но прежде не хватало времени. Поэтому происходит настоящий книжный бум. В нашей стране такое было, пожалуй, только в период, когда жители Советского Союза очень хотели читать фантастику и приключенческие романы, а таковых из-за жесткой цензуры не было – в доступе оказывались лишь одобренные сочинения каких-то бездарных провинциальных писателей, и люди искали стоящие книги всеми правдами и неправдами.

Какие проекты были реализованы ИСП в этом году, а в каких проектах Союз принял участие?

Их очень много. Например, мы провели единственную конференцию в Европе по вопросам фантастики «РосКон-2020» в формате офлайн. Людей было не так много, но на атмосфере мероприятия это не отразилось. Многие конференции в этом году прошли в онлайн-формате, к примеру, «ЕвроКон». На онлайн-платформе мы провели ХХXVII Международный литературный фестиваль фантастики «Аэлита», II Международный литературный фестиваль им. А. С. Пушкина, II Всероссийскую литературную премию «Новый Сказ» памяти Павла Петровича Бажова. Мы участвовали в XXXIII Московской международной книжной выставке-ярмарке, в рамках которой подготовили большое количество видеоматериалов. Они собрали более 100 тысяч просмотров, хотя контент такого формата, как правило, набирает максимум 10 тысяч. И это тоже подтверждение заинтересованности людей в современной литературе.

Кроме того, мы стали участниками Второго международного фестиваля фантастики «Звезды над Донбассом», который, надо сказать, вызывает очень неоднозначную реакцию в разных странах мира. Собралось около ста участников, чего в прежние годы не было. Причем это были либо уже известные писатели, либо те авторы, которые в ближайшем будущем будут формировать литературный процесс. Во время пребывания на фестивале несколько человек, в том числе и я, вступили в Союз писателей ДНР. Разумеется, уже это вызвало много вопросов, ведь я провожу фестивали в разных странах: «Как меня воспримут?», «Может ли это помешать чему-то?». Но сердце говорит мне, что в Союзе наши друзья, и мы их хотим поддержать. И мы это делаем уже давно – еще с 2013 года. При нашей поддержке, в частности, выходит большое количество сборников, к примеру, сборник «Крылья». Поэтому я и принял решение вступить в Союз писателей ДНР. А вообще у меня позиция центриста. И в уходящем году я вступил в еще одну, можно сказать, диаметрально противоположную по своей идеологии, организацию «ПЭН-клуб». Меня приняли со второго раза, так как у оргкомитета были вопросы по поводу того, насколько уместно, что писатель занимается еще и продюсированием. К настоящему моменту все колебания позади, и впереди нас ждет большое плодотворное сотрудничество. Например, мы будем реализовывать масштабный онлайн-проект на Донбассе, это будет не просто сетевой журнал, а намного больше, но подробности пока раскрывать не буду.

Какие новые значимые партнеры появились у ИСП в этом году и что нового они привнесут в деятельность Союза?

Определенные значимые согласования происходили в течение года, а особенно знаковыми стали события, произошедшие буквально на днях. 20 декабря мы подписали договор о сотрудничестве с «АСТ» – крупнейшим издательством России. В следующем году планируем сообща провести большой конкурс, посвященный юбилею Ф. М. Достоевского, также совместно запустим новую серию журнала «Традиции & Авангард». И это актуально не только в целях развития современной литературы, но и для возрождения тех лучших традиций советской редакторской школы, которые несли в себе ответственное, внимательное и вдумчивое отношение к рукописи в процессе превращения ее в итоговый книжный текст.

23 декабря нас приняли в Российский книжный союз негосударственную некоммерческую организацию, объединяющую российские издательства, распространителей книжной продукции, полиграфические предприятия, библиотеки, писательские организации. Это достаточно влиятельное сообщество, которое реализует много своих интересных проектов: фестивали, конкурсы, издательские программы, в которых мы теперь в качестве партнеров будем принимать активное участие.

Какие проекты ИСП запланировал к проведению в следующем году? И что принципиально нового ожидает авторов и ценителей современной литературы?

Кроме того, что все прежние проекты будут иметь продолжение и развитие, к запуску запланирован новый, очень актуальный кейс «Киношкола для писателей». Это возможность для начинающих или пока малоизвестных авторов зайти в мир литературы через кино, где можно сразу завоевать и большую аудиторию, и большую популярность. Но для того, чтобы прийти в кино, нужно делать правильны шаги. Мы научим авторов необходимым навыкам и алгоритмам: как превращать текст в сценарий, как говорить с продюсером и подготовить спич, как составить смету, где можно найти источники финансирования на фестивальное кино и т. д.

Если говорить о крупных международных проектах, то раз в три года мы вывозим участников от ИСП на англоязычную конференцию литературных агентов и писателей в Нью-Йорке, где они набираются опыта и полезнейшей эксклюзивной информации, которую в дальнейшем мы будем переводить и транслировать.

Так, в следующем году мы планируем провести фестиваль в Барселоне при поддержке испанских информационных и литературных агентств. В современном мире испанский язык является одним из самых востребованных, ведь на нем говорят не только в Испании, но и в Латинской Америке. В настоящее время рассматриваем этот проект в онлайн-формате, и есть много идей, которые можно реализовать в рамках этого мероприятия.

Конференция по вопросам фантастики «РосКон» снова пройдет осенью, но поменяет свой формат, потому что фестиваль расширяется и увеличивается количество разнообразных мастер-классов, лекций, спичей и других форм взаимодействия с авторами.

Мы обновим линейку книжных серий, в которых авторы могут опубликовать свои произведения, и предложим всем желающим усовершенствовать свое писательское мастерство во множестве новых интересных мастер-классов и лекций.

Спасибо за интервью! Будем с интересом следить за проектами ИСП в течение года!

Записала Олеся Головацкая

Поделиться новостью в социальных сетях:

Подписка на новости журнала «Традиция & Авангард»:

Читатели @roskolokol
Подписка через почту

Введите ваш email: